По новой образовательной программе ФГОС предусматривает инклюзивное образование. В группах есть особенные дети с психическими или физическими отклонениями. Эти дети требуют индивидуального подхода, тщательной организованной образовательной среды.
В качестве инновационной работы с такими детьми целесообразно использовать – лэпбуки. Какие же преимущества имеют лэпбуки:
- Можно изготовить самостоятельно.
- Материал подбирается по разным образовательным областям (возможно комбинирование, т.е. можно включить игры по ФЭМП, по речевому развитию, ознакомлению с окружающим миром.
- Весь материал является сменным, т.е. предусматривается долговременное использование.
- Есть возможность привлекать к сбору материала как родителей воспитанников, так и самих детей.
- Использование данного пособия является доступным для детей.
- Вариативность. Лэпбук может быть как для детей с ЗПР, так и для одаренных детей (от простого к сложному)
Наше пособие лэпбук «Играя, развиваемся» включает себя дидактические игры по 4 образовательным областям:
1 дидактическая игра по формированию математических представлений «Логические формы», направленное на развитие познавательных действий у детей.
Дети познают свойства и отношения объектов, многообразие геометрических форм через такие действия как умение устанавливать размерные отношения между предметами разной длины (высота, ширина, толщина) по величине, анализировать величину предметов сравнивать, обобщать, классифицировать.
2 дидактическая игра по речевому развитию «Раз словечко, два словечко», направленное на развитие познавательных действий у детей.
Данная игра проводится с целью овладения детьми дошкольного возраста навыками звуко – слогового анализа, который имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, развивает связную речь.
3 дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром «Бабушкин огород» и «Кто, где живет?», направленное на развитие познавательных действий у детей.
Цель представленных дидактических игр заключается в том, что в процессе игр формируются знания об окружающем мире, развиваются познавательные действия, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Действия в игре по ознакомлению с природой различны как в практическом, так и умственном плане – начиная с действий, позволяющих развивать такие познавательные действия как умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, и заканчивая сложными логическими умозаключениями.
4 дидактическая игра по художественно – эстетическому развитию «Ловкие пальчики», направленное на развитие мелкой моторики рук.
В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.
Использованная литература:
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2010. – 368 c