«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал,
чем больше он знает и усвоил,
чем большим количеством элементов действительности
он располагает в своем опыте, тем значительнее и
продуктивнее при других условиях будет его творческая,
исследовательская деятельность».
Лев Семенович Выготский.
Актуальность проекта:
У меня возник вопрос: возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных игр – опытов.
Вид проекта:
Опытно- экспериментальный.
Сроки реализации проекта:
Проект средней продолжительности – 4 недели.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
– расширятся и углубятся знания и представления ребенка об окружающем мире;
– будут развиваться познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Цель:
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.
Задачи:
1. Создать в групповой комнате условия для детского экспериментирования.
2. Расширять представления детей об окружающем мире. Познакомить детей с явлениями неживой природы, учить обнаружить их особенности, свойства, характерные признаки.
3. Формировать навыки постановки элементарных опытов с бумагой, песком, водой, воздухом (совместно с воспитателем)
4. Развивать мышление, речь в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
6. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами,
детьми и родителями.
7. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.
Этапы:
1. Подготовительный.
Составление паспорта проекта, подготовка материала для экспериментальной деятельности, подбор игр, загадок, стихов.
Предварительная работа:
• подбор литературы;
• подбор материала для экспериментирования;
• подбор дидактических игр;
• оформление уголка по экспериментированию в группе;
• наблюдение в природе на прогулке.
2. Основной.
Планирование образовательной деятельности, работа с родителями.
3. Заключительный.
Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
Итоговое мероприятие: Мастер – класс «Рисование песком на бумаге» (для родителей).
Реализация проекта.
1 неделя:
Тема: «Вода».
Тема: «О значении воды».
Цель: Показать значение воды для всего живого. Познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, прозрачная, текучая, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить, окрасить.
Игра – эксперимент «Пенный замок».
Цель: Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Игры с водой «Теплая – холодная» Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный»; активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитание аккуратности при работе с водой.
Игры с водой «Плавает или тонет».
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов (камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д.); формирование умения играть с водой, с разными игрушками, закрепление понятий «тонет – тяжелый», «не тонет – легкий»; расширение словарного запаса.
Д\И «Чистые ручки», «Помощники».
Опыт «Окрашивание воды».
Чтение стихов, загадывание загадок о воде.
Консультация на темы: «Игры с водой в домашних условиях»
2 неделя:
Тема: «Воздух».
Тема: «Что в пакете».
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Тема: «Игры с соломинкой»
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Тема: «Игры с воздушным шариком».
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Тема: «Лодочка плыви».
Цель: Показать детям, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.
Игра «Буря в стакане».
Цель: Показать детям, что вода вымещает воздух.
Дыхательное упражнение «Лёгкий ветерок», «Сдуй листок».
Игра «Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность.
Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность.
Наблюдение за ветром, игры с вертушками.
Чтение стихов, загадывание загадок о воздухе.
3 неделя:
Тема: «Песок».
Тема: «Песок – ее свойства и качества.
Цель: Научить определять свойства песка.
Игра – эксперимент «Следы».
Цель: Вызвать желание рисовать на мокром песке, выяснить, что мокрый песок принимает любую нужную форму.
Опыт «Просеивание мокрого и сухого песка через ситечко».
Игра «Насыпь в ведерко» Вывод: сухой песок сыпется, состоит из маленьких песчинок.
Игра «Юные кладоискатели».
Цель: Познакомить детей со свойствами песка: сыпучий, сухой. В него можно закапывать разные предметы и откапывать их.
Игра «Испечем угощение».
Чтение стихов, загадывание загадок о песке.
Консультация на темы: «Игры с песком в домашних условиях».
4 неделя:
Тема: « Бумага»
Тема: «Бумага, ее качества и свойства».
Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность), и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
«Нарисуй».
Детям выдаются белые листы, фломастеры или карандаши. Детям предлагается нарисовать, например, солнышко. Следовательно, бумагу можно использовать для рисования.
«Рвем бумагу» Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию.
Игра «Колобок»— познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием.
Тема: «Легкий- тяжелый».
Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие- тяжелые).
Положить лист бумаги на ладонь и сдуть его. Бумага легкая, может летать.
Тема: «Тонет – не тонет»
Консультация для родителей: «Экспериментируйте с детьми дома».
Работа с родителями:
– Принести материал для уголка по экспериментированию.
– Консультация на тему: «Игры с водой в домашних условиях».
– Консультация на тему: «Игры с песком в домашних условиях».
– Консультация для родителей: «Экспериментируйте с детьми дома»
Заключение. В заключении отмечу, что в процессе экспериментирования дети получили возможность удовлетворить присущую им любознательность, почуствовать себя учеными, исследователями,первооткрывателями!
Пенный замок
Тает льдинка
Опыт на тему «Бумага и камень»
Игры с предметами «Легкий, тяжелый»