Винокурова Елена Ивановна,
Глазкова Ольга Николаевна,
Лейсле Светлана Викторовна
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №41»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование новых стандартов, да и самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения.
Перед нами, как учителями, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс познавательной деятельности на уроке являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
Урок в начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, однако часто возникают проблемы: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?
На помощь пришёл компьютер. Составляя урок с использованием ИКТ, продумываем последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Уроки с применением презентаций или видеосюжетов вызывают у детей в том числе и самых инфантильных эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться при фронтальной работе с классом. Уроки чтения по ознакомлению с буквами, по правописанию букв проводим с использованием компьютера. Результат работы – у детей закрепляется в сознании образ буквы и звука, которые буква обозначает. Так же на уроках математики применяем программы с тестовыми системами. С использованием ИКТ проводим классные часы: виртуальные путешествия «В гостях у сказки», «Город мастеров» и другие. Средства ИКТ позволяют сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными. Современные информационные технологии используем и в проектной деятельности обучающихся. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, к примеру, проект «Веселый алфавит».
С отрытия школы появился замечательный мобильный класс – это 30 нетбуков. С ними по настоящему началось “ученье с увлечением”. Вот где можно на все 100% раскрыть потенциал ребенка, его индивидуальность. Изменился и стиль общения ученика и учителя. Нетбук дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. Развитие мотивации обучения обуславливается методикой использования нетбука на уроках.
Очень интересным оказался тот факт, что при проведении самостоятельной работы на классмейтах дети не боятся допустить ошибок, не замыкаются, не скрывают свой результат, с удовольствием делают работу над ошибками. Рабочий потенциал обучающихся намного выше, чем при проведении традиционных уроков.
В своей практике мы регулярно используем мобильный класс, интерактивные средства обучения. На конкретных примерах предлагаем рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках в начальной школе.
1 класс. Математика. Тема «Отличное число». Оборудование: интерактивная доска, ноутбук учителя, мобильный класс, программа «Академия младшего школьника».
2 класс. Математика. Тема «Разрезаем квадраты на части». Оборудование: компьютер, мобильный класс, интерактивная доска, ножницы, раздаточный материал. Компьютер помогает в практической работе, в показе слайдов. Данный урок был проведен на региональном семинаре и является призером в республиканском конкурсе «Цифровые образовательные ресурсы»,2020 год.
4 класс Окружающий мир. Тема. «Петр I. Реформы в Российском Государстве». Оборудование: мобильный класс, ноутбук учителя, толковый словарь, раздаточный материал. На уроке используется программа «Академия младшего школьника», видеофильм, рассылки с ноутбука учителя на детские нетбуки при выполнении теста.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, он становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивы. Познавательная деятельность средствами ИКТ помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Литература
1. Бердникова А.Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании. http://www.ippolitova.info/index.
2.. Вачкова С.Н. Использование информационных ресурсов на уроках в начальной школе. // «Начальная школа». № 3 2010г.
3. Костромина Е.В. Использование ИКТ в работе с учащимися начальной школы. http://festival.1september.ru/articles/532381/
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 года № 373. http://nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12328&ob_no=15648 (01.09.2010г.)
5. Колесникова Ю. А. Первое место – компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №7. – С. 34 – 37.