Пояснительная записка
Урок русского языка во 2 классе обобщает тему «Части речи». Урок составлен по программе Школа России. В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:
Личностные:
– проявление творческого отношения к процессу обучения;
– проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
– умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
– находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
– умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
– умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
– умение осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные:
– умение слушать и понимать других;
– умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
– умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
– выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.
Используемое оборудование:
– рабочая тетрадь,
– учебник: Русский язык. 2 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2010 г)
-компьютер учителя;
– мультимедийный проектор;
– интерактивная доска;
– презентация Smart «Части речи»;
– раздаточные материал, тесты.
При подготовке материала к уроку были использованы следующие возможности ПО SmartNotebook10:
• работа с объектом: выделение, закрепление, группировка, порядок, прозрачность.
• организация навигации.
• Создание темы.
• использование утилиты множественного клонирования.
• анимация объекта.
• слои и фоны.
Данный урок состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
1 этап – организационный (мотивация к учебной деятельности. 2мин) задает общее настроение последующих 40 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.
С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший не простой процесс.
2 этап – постановка цели урока (3 мин) Поставленные вопросы наталкивают на проблему, решение которых предлагается рассмотреть на уроке. Таким образом, учащиеся приходят к выводу о недостатке знаний по теме «Части речи», предлагают обобщить и самостоятельно формулируют цель урока.
3 этап -актуализация знаний , УУД. (7 мин) . На данном этапе используются игровые приемы повторения системы опорных понятий, необходимых для систематизации ранее полученных знаний. При работе используется парная и фронтальная работа . Использование презентации Smart позволяет качественно, красиво провести эту работу, возможности анимации позволяют ярко и акцентировано выделить ошибки и показать их характер.
4 этап – обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученных ЗУНов и УУД а (12 мин) учащимся предлагается самостоятельно в группе выполнить задания ( у каждой группы своя карточка) по данному алгоритму с дальнейшей проверкой работ учеников . Важно учесть, что на данном этапе идет обсуждение в группе и проговаривание каждого ученика .
5 этап– динамическая пауза. (2мин). На данном этапе в игровой форме идёт проверка усвоения темы и оздоровительный процесс.
6 этап – самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков (6 мин) выполнятся в группе с дальнейшей проверкой и фронтальным обсуждением .
7 этап – (5мин) контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников (7 мин). На данном этапе проводится самостоятельная работа, которая позволить проверить знаний и умений учащихся
8 этап – рефлексия (3 мин) Подведение итогов совместной и самостоятельной работы, оценивается личный вклад ученика в совместную учебную деятельность.
Тема урока: Обобщение по теме: «Части речи»
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Дидактическая задача урока:
контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью предметных и метапредметных умений.
Цель урока:
обучающие:
-обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);
развивающие:
– формировать умения анализировать звучащую речь;
– развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
– воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
– воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
– воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Мотивация к учебной деятельности.
|
« Свет солнца в ладони я возьму. И к сердцу положу И станет всё вокруг Добрее и светлее» Ребята, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится друг к другу и окружающим вас людям.
|
Дежурный ученик Слышите, звенит звонок, Весело, задорно, Начинаем мы урок. Все к нему готовы? Чтобы зрение, осанку Лет до ста нам сохранить, Сядем так, как на плакате Девочка сидит! |
Постановка цели урока |
-Задачи уроков русского языка? -Над какой темой мы работали на предыдущих уроках русского языка? -Сегодня мы обобщим свои знания по теме «Части речи» -Какие задачи перед собой поставите вы? -Желаю удачи. Угадайте загадку. «Она приходит с ласкою Волшебной палочкой взмахнет, -Урок посвятим теме»Весна» |
-Развитие устной и письменной речи. -Мы работали над темой «Части речи». -Получить хорошую оценку, закрепить знания. -Весна. |
Актуализация знаний , УУД.
|
Орф.минутка Д.рев.я, м.л.дая, поч.ки, .ни, цв.тут, тр.ва, п.ют, (при)л.тели, птич.ки, прекрас.ная, (за)з.л.нела, х.рош.е, ж.лтое. -Обсудите с партнёром по плечу правописание данных слов. -Придумайте новое задание. -Какие задания вы придумали ? -Какое слово у вас осталось и почему? |
-Идет обсуждение, проверка работы по слайду. Каждый ребёнок «по цепочке» выходит к доске, проговаривает орфограмму. -Распределить слова на группы: сущ. прил. глагол -Работа в группе (4 человека). Проверка по слайду. – Слово ОНИ. Это местоимение. |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученных ЗУНов и УУД |
– Расскажи о каждой части речи по алгоритму. Алгоритм Часть речи Вопрос Роль в речи Член предложения Приведи примеры. Смотри приложение №1. |
– Работа в группе. Каждая группа выполняет свои задания и обобщает их вслух. |
Динамическая пауза |
–Слова на экране, учитель указывает на слово, если это…. Смотри приложение №2. |
глагол – вы маршируете на месте, прил.- хлопаете в ладоши, если сущ. –приседаете, местоимение- молчите. Кто допускает ошибку, садится и дальше в игре не участвует. |
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков |
-Назовите тему урока. Звучит мелодия – Какое время года изобразил в своем произведении Петр Ильич Чайковский? -Как мы можем изобразить весну? -У каждой группы своя картинка и даны предложения. Нужно выбрать подходящие предложения к данной иллюстрации. – Давайте озвучим что получилось. -Озаглавьте полученный текст.Смотри приложение №3. |
– Обобщение по теме «Части речи» -Весну. -Используя слова, описать её. -Работа в группе. – Каждая группа читает по очереди свои предложения. -Пришла Весна |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников |
-Какую задачу вы ставили перед собой в начале урока? -Давайте постараемся хорошо выполнить тестовую работу. Смотри приложение №4. |
-Получить хорошую оценку. -Индивидуальная работа по карточкам. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Закончи предложения Я понял(а), что… Я узнал(а), что… Мне было интересно… Могу похвалиться , тем … – Домашнее задание . Карточка. Смотри приложение №5. Спасибо за старание |
– Несколько учеников высказывают свои мнения. Каждая группа просматривает и обсуждает задания . |
Приложение №1.
Группа 1. Существительное .Угадайте о какой части речи идет речь?
Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя –
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Существительным ура! Правило
Составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все имена существительные.
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.
Сделайте морфологический разбор слов: в лесу-,птиц-
Группа 2. Прилагательное. Угадайте о какой части речи идет речь?.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! Правило
Задание. Составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все имена прилагательные.
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.
Сделайте морфологический разбор слов: яркое-,звонкие-
Группа 3. Глагол. Угадайте о какой части речи идет речь?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
Составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все глаголы.
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.
Сделайте морфологический разбор слов: светило-,распустились-
Группа 4.Местоимение.Угадайте о какой части речи идет речь?
В русском языке есть часть речи такая,
Укажет на лицо, предмет, но не называет.
Вместо имени употребляется –
Местоимением называется.
Прочитай стихотворение “Он, Она, Оно”. Выпишите местоимения. Составь и запиши с выделенными местоимениями предложения.
Мое стихотворение – Утром – А темнеет – Он придет: |
Он на цыпочках войдет Срок прошел – Кто же Он, Оно, Она? |
Группа 5. Предлог.Угадайте о какой части речи идет речь?
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно. Правило
Составьте из слов предложения и запишите их. Подчеркните все предлоги.
Землю, яркое, осветило, солнышко. На, нежные, распустились, деревьях, листочки. Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш. Птиц, наполнили, звонкие, лес, голоса.
Приложение №2. Динамическая пауза
Летал, цветок, она, кричал, пенал, пёстрый, разливал, ковёр , жужжал, зелёный, они, зеленел.
Приложение3.Дан шаблон.
В гости пришла Весна и начала рисовать. Она взяла тонкие и нежные кисточки.
Всё вокруг ожило. У Весны есть свои краски, которые она и подарила природе.
Выбери предложения к своему рисунку.
Своим любимым зелёным цветом она раскрасила молодую травку.
Она разбросала по зелёному полю жёлтые огоньки.
Яркое солнышко прогрело землю.
Это весенние цветы.
На широкой лесной поляне вывела Весна большую весеннюю лужу.
Какое прекрасное настроение весной!
Зелёной дымкой она покрыла сад, а яблоньке подарила белое платьице.
Не забыла Весна и жёлтую краску.
А вокруг неё рассыпала первые цветы-подснежники.
Почуяв тепло, прилетели к нам птицы.
Полученный текст.
Пришла Весна
Пришла Весна . Взяла она тонкие мягкие кисточки и начала рисовать.
На широкой лесной поляне вывела большую весеннюю лужу. А вокруг неё рассыпала первые цветы – подснежники. Всё ожило. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым цветом Весна раскрасила молодую травку. Зелёной дымкой она покрыла сад, а яблоньке подарила белое платьице. Почуяв тепло, прилетели к нам птицы. Не забыла Весна и жёлтую краску. Она разбросала по зелёному полю жёлтые огоньки. Это весенние цветы. Яркое солнышко прогрело землю.
Какое прекрасное настроение весной!
Приложение №4.
ТЕСТ -1 вариант
Фамилия___________________________
Выбери верное суждение. Подчеркни его.
1. Имена прилагательные отвечают на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делать? что сделать? что делает? что делают? что
делал?
2.Укажите имена прилагательные:
а) холодает; б) холод; в) холодный.
Начало формы
3.Имя существительное это…
часть речи, которая обозначает признак предмета
часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
часть речи, которая указывает на предмет
Конец формы
Начало формы
4.Сколько из этих слов не существительные – туча, дом, кактус, идёт, тетрадь
5 2 1
5Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Сколько существительных в предложении “Сирень не отвечала и не обижалась на ворчание пня”
2 1 3
6Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Укажите род слова “солнце”
средний мужской женский
7.Глагол –часть речи, которая обозначает:
предмет действие предмета признак предмета Конец формы
Начало формы
Конец формы
8.Укажите глаголы:
а) холодает; б) холод; в) холодный.
9.Каким членом предложения чаще всего является глагол
сказуемое
подлежащее или второстепенный член предложения
- определением
ТЕСТ -2 вариант
Выбери верное суждение. Подчеркни его.
1.Имена прилагательные обозначают:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмет
2. Выделите строчку, в которой указаны только прилагательные:
а) душистый, сирень, полянка;
б) дежурить, писатель, рисование;
в) тёплый, чистый, молодой.
Начало формы
3. Имя существительное это…
часть речи, которая обозначает признак предмета
часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
часть речи, которая указывает на предмет
4. Сколь здесь существительных – сова, олень, тетрадь, ручка, помада, туча, сирень
3 все ни одного
5. Сколько существительных в предложении “Сирень не отвечала и не обижалась на ворчание пня”
2 1 3
6. Укажите число слова “линейки”
единственное множественное
7. Глагол отвечает на вопросы :
а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делать? что сделать? что делает? что делают? что
делал?
8. Укажите глаголы:
а) холод ; б)холодает; в) холодный.
9. Каким членом предложения чаще всего является глагол
подлежащее или второстепенный член предложения
сказуемое
определением
ТЕСТ -3 вариант
Выбери верное суждение. Подчеркни его.
1. Имена прилагательные употребляются в речи с:
а) глаголами; б) прилагательными; в) существительными;
2. Укажите имена прилагательные:
а) холодает; б) холод; в) холодный.
3. Начало формы
Имя существительное это…
часть речи, которая обозначает признак предмета
часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
часть речи, которая указывает на предмет
4.Сколько из этих слов не существительные – туча, дом, кактус, идёт, тетрадь
5 2 1
5.Сколько существительных в предложении “Сирень не отвечала и не обижалась на ворчание пня”
2 1 3
6.Укажите род слова “солнце”
средний мужской женский
7.Глагол –часть речи, которая обозначает:
предмет действие предмета признак предмета
8.Укажите глаголы:
а) холодает; б) холод; в) холодный.
9. Каким членом предложения чаще всего является глагол
сказуемое
подлежащее или второстепенный член предложения
определением
ТЕСТ -4 вариант
Выбери верное суждение. Подчеркни его.
1. Прилагательное – это…
а) часть речи, которая обозначает предмет;
б) часть речи, которая обозначает действие предмета;
в) часть речи, которая обозначает признак предмета;
2.Выделите строчку, в которой указаны только прилагательные:
а) душистый, сирень, полянка;
б) дежурить, писатель, рисование;
в) тёплый, чистый, молодой.
Начало формы
3.Имя существительное это…
часть речи, которая обозначает признак предмета
часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
часть речи, которая указывает на предмет
4. Сколь здесь существительных – сова, олень, тетрадь, ручка, помада, туча, сирень
3 все ни одного
5. Сколько существительных в предложении “Сирень не отвечала и не обижалась на ворчание пня”
2 1 3
6.Укажите число слова “линейки”
единственное множественное
7. Глагол отвечает на вопросы :
а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал?
8. Укажите глаголы:
а) холод ; б)холодает; в) холодный.
9. Каким членом предложения чаще всего является глагол
подлежащее или второстепенный член предложения
сказуемое
определением
Приложение №5
Домашнее задание
Из данных слов каждой строчки составьте предложения, в третьем и пятом предложениях подчеркните главные члены и надпишите части речи.
на листочки деревьях появились
лазоревым небо стало
очень на тепло улице стало
бабочки уже порхают
цветы на появились полянах
Литература
- Учебник В.П.Канакина ,В.Г.Горуцкий Русский язык,-М.: «Просвещение»,2010.
- Волина В.В., «Весёлое азбуковедение.-М.: Прсвещение». 1991
- Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
- Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский с увлечением! – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2003.
- Ресурсы сети Интернет.
Рефлексия
При подготовки данного урока я совершенствовала свои знания в области составления презентационного сопровождения , выполненного с помощью SmartNotebook10. В заключение хочу сказать, что буду рада, если моя работа принесёт пользу другим учителям.