Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Пояснительная записка.
Наша повседневная жизнь таит множество опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, отмечается рост детского травматизма, особенно высок этот показатель в больших городах. По тяжести и неблагоприятным последствиям на первом месте стоят случаи дорожно-транспортного травматизма и падения детей с высоты. Сохранить здоровье детей, уберечь их от травм и инвалидности является долгом взрослых.
В младшем дошкольном возрасте дети не умеют принимать правильные решения при возникновении в их жизни опасной ситуации, и как показывает практика, они даже не способны её распознать. Тем не менее, даже в этом возрасте детей нужно знакомить с потенциальными опасностями и способами выхода из них, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Большое количество маленьких детей гибнут из-за равнодушия и невнимательности взрослых, из-за нежелания вовремя показать, объяснить, сделать вместе с детьми. Прямой обязанностью взрослого является обучение ребёнка основам безопасного поведения.
Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.Согласно закону РФ «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, научить безопасному поведению в социуме, природе, быту.В концепции содержания непрерывного образования приоритетными задачами системы дошкольного образования являются:
– приобщение детей к здоровому образу жизни;
– формирование знаний об окружающем мире;
– развитие компетентности в сфере отношений к себе, к людям.
Но круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. Но зачастую, родители сами нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, т.к. недостаточно компетентны в вопросах безопасности жизнедеятельности и не владеют способами обучения детей правилам безопасного поведения в социуме. Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.Главная цель по воспитанию безопасного поведения на дороге у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Актуальность.
Одним из важных принципов технологии реализации программы дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят дорогу в неположенных местах. Легко ли научить ребенка безопасно вести себя при переходе проезжей части? Нет, нелегко! Особенно, если дети постоянно видят неправильные примеры со стороны окружающих, в том числе и родителей. Ребенок приходит в детский сад, зачастую совсем не имея опыта поведения на дороге, так как чаще всего современные родители привозят детей на автомобилях.
Воспитатели детского сада, начиная с самого раннего возраста организуют с детьми работу про профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, учат детей в игровых образовательных ситуациях правилам безопасного поведения на дороге. Но неправильный пример взрослых перечёркивает весь наш труд. Поэтому мы считаем, что воспитание примерного пешехода и пассажира надо начинать с воспитания его родителей! Появление специальных программ и пособий для детского сада свидетельствует об актуальности этого направления работы. В связи с этим в 2020 – 2021 учебном году во второй младшей группе МАДОУ «ЦРР – детский сад №88» был разработан и реализован проект «Формирования основ безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста». Данный проект носит открытый характер, что дает возможность включению в него достаточного количества участников и их инициатив в решении поставленных задач.
В процессе реализации проекта предполагается активизировать всех участников процесса, с целью повышения эффективности и результативности.
Проблема. Легко ли научить ребенка вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями БДД и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Ведь сами родители каждый день на глазах своих детей нарушают эти правила, и не задумываются, что ставят перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят, или как делают, а на самом деле должны быть примером для своих детей. Поэтому необходима работа с детьми в детском саду по формированию представлений о важности соблюдения БДД в разнообразных видах деятельности с вовлечением родителей в образовательный процесс ДОО
Гипотеза. Если дети с ранних лет поймут и усвоят БДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь, этот процесс будет эффективен, если формирование знаний, умений, навыков безопасного поведения будет происходить во всех видах деятельности детей и повседневной жизни, в предметно-развивающей среде детского сада, а также сочетаться с формированием безопасного поведения у родителей детей.
Цель проекта: разработкаи реализация технологии формирования основ безопасного поведения на дороге в процессе различных видов деятельности у детей младшего дошкольного возраста и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО.
Задачи проекта для педагога:
– изучить в отечественной литературе состояние проблемы формирования основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста;
– предложить технологию формирования основ безопасного поведения на дороге в процессе различных видов деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта для детей:
– дать базовые знания и представления о правилах дорожного движения;
– отметить характерные отличительные признаки транспорта;
– формировать у детей представление о правилах поведения на проезжей части;
– познакомить с сигналами светофора и пешеходным переходом;
– развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику, активизировать словарь.
Задачи проекта для родителей:
– повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования безопасного поведения детей на дороге и в транспорте;
– стимулировать изучать и использовать новую информацию о безопасности детей на дороге (спец. удерживающие средства; светоотражающие элементы и др.)
– организовать совместную с родителями работу для формирования у детей правил безопасного поведения через обогащение предметно-развивающей среды центров активности;
– быть примером для ребенка в поведении на дороге и как пешеход и как водитель;
– поддерживать взаимодействие педагогов, детей и родителей в сфере безопасности дорожного движения.
Тип проекта: информационно-игровой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 г. – май 2021г.
Участники проекта: воспитанники младшей группы №2 МАДОУ «ЦРР – детский сад №88.
Благополучатели: педагоги ДОО, родители (законные представители).
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на дороге, но и развитию ребёнка как личности.
Интеграция: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Продукт проектной деятельности:
Продукты деятельности педагогов:
– учебно-тематический план по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге;
– консультации, памятки для родителей;
– обогащение предметной среды демонстрационным и дидактическим пособием;
– мультимедийная презентация.
Результат деятельности детей и педагогов:
– выставка детских рисунков.
Результат деятельности детей и родителей:
– макет «Улица полна неожиданностей»
Методы реализации проекта
Практические:
– демонстрация разных ситуаций, несущих опасность на дороге для здоровья ребенка;
– создание уголка безопасности в группе для использования полученных знаний в игровой и самостоятельной деятельности;
– фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия;
– индивидуальная работа;
– дидактические игры и игровые упражнения; – совместная деятельность педагога с детьми;
– самостоятельная деятельность детей;
– просмотр презентаций;
– развлечения. Словесные: –беседы; – чтение художественной литературы;
– заучивание стихотворений;
– консультации;
– наблюдения; – сюжетно-ролевые игры;
– подвижные игры. Наглядные: – организация выставок, конкурсов; – сбор фотоматериалов; – рассматривание иллюстраций, схем, плакатов;
– театрализованная деятельность; – личный пример взрослых. Этапы реализации проекта. Подготовительный:
– изучение и анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике;
– изучение методических пособий, интернет ресурсов; – диагностирование детей с целью выявления безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста; – анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах города»; – анализ исходного состояния предметно-развивающей среды в группе; – разработка технологии формирования основ безопасного поведения на дороге в процессе различных видовдеятельности у детей младшего дошкольного возраста;
– разработка заседаний детско-родительского клуба по профилактике ДДТТ. Основной: – реализация образовательной деятельности по формированию безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста;
– реализация программы заседаний детско-родительского клуба по профилактике ДДТТ; – уголок правил дорожного движения (игры по ПДД, подбор художественной литературы, набор знаков дорожного движения, альбом «Виды транспорта» и др.) – взаимодействие с семьей по вопросам безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста;
– приучать детей пользоваться таким доступным средством безопасности как применение светоотражателей (фликеров); – анкетирование; – консультации для родителей; – совместные мероприятия; – взаимодействие с педагогами по обогащению опыта работы по вопросам безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста; – консультации для педагогов (опыт работы). Заключительный:
– оценка эффективности реализации проекта; – анализ результатов, обобщение и распространение опыта; – итоговый мониторинг анкетирования по БДД конец года; – выставка рисунков совместно выполненных детей с родителями; – презентация результатов работы по проекту «Формирования основ безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста».
Условия реализации проекта.
Реализация проекта «Формирования основ безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста» предусматривает проведение серии интегрированных занятий. Материал, предлагаемый детям, можно использовать в любом из режимных моментов деятельности группы, начиная с утреннего приема детей (беседы), сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные игры, продуктивная деятельность детей и т.д.
Дидактические игры, разработанные по темам программы, можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей: игры-загадки, игры-развлечения, игры-задания, сказки.
В работе с детьми используются игры – эксперименты, творческие мастерские. Широко используются педагогические технологии: личностно ориентированного обучения, сотрудничества, игровые технологии, ИКТ.
Работа с родителями.
Для успешной реализации проекта была проделана большая работа по обогащению предметно-пространственной среды. С помощью родителей, были сшиты детские накидки для игр по ПДД, изготовлен макет «Улица полна неожиданностей» Были изготовлены маски автомобилей, которые использовались в подвижных играх и играх – драматизациях. Запланированная и проводимая работа на подготовительном этапе плавно перетекла в период основного, в ходе реализации проекта требовались материалы для оснащения педагогического процесса, которые изготовлялись по мере необходимости, проводились консультации для родителей такие как:
– «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»; – «Безопасность детей – забота взрослых»; – «Ребёнок в автомобиле»; – «О фликере, как дополнительном средстве защиты пешеходов». Ожидаемый результат внедрения проекта. 1. Родители в сотрудничестве с педагогами примут активное участие в формировании у детей начальных представлений о различных видах транспорта, правилах безопасного поведения на улице. 2. У детей повысится интерес к изучению БДД и ответственность за соблюдение правил безопасного поведения на дороге. 3. Разработан и реализован проект «Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста» по профилактике ДДТТ. Перспектива проектной деятельности в данном направлении.
С целью повышения интереса к безопасному поведению в различных ситуациях на дороге необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.
Практическая значимость состоит в разработке результативных методических рекомендаций по формированию безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста, которые могут быть полезны педагогам других дошкольных образовательных организаций.
Вывод.
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. Но возможно – всё избежать, А где надо – на помощь позвать.
Основными особенностями работы с детьми младшего дошкольного возраста являются тесное игровое взаимодействие ребёнка со взрослым в предметно-развивающей среде и во всех видах деятельности, обязательное участие родителей в мероприятиях по формированию безопасного поведения детей на дороге младшего дошкольного возраста.
план работы с детьми по БДД в младшей группе |
||
Интеграция образовательных областей (СКР) Социально-коммуникативное развитие (ХЭР) Художественно-эстетическое развитие (РР)Речевое развитие (ФР)Физическое развитие (ПР) Познавательное развитие (НРК) Национально-региональный компонент (РТР) Развитие татарской речи |
||
Сентябрь |
||
Тематические недели сентября по БДД (из комплексно-тематического плана группы): |
||
НОД по ПБПнД «Ориентировка в окружающем пространстве (в помещении детского сада, близлежащей местности) – познакомить детей с понятием «пространство»; научить ориентироваться в окружающем пространстве; развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве развитие умения определять удаленность предмета и его месторасположения, формирование интереса к окружающему миру. |
СКР, ХЭР, ПР |
|
Рассматривание иллюстраций по теме «Улица» Цель: закрепить умение детей называть и показывать дорогу (проезжую часть), различать и называть некоторые виды транспорта, основные части автомобилей. Беседы: «Что для чего?», «Кто и что помогает нам при переходе через проезжую часть дороги?», «Кто такие пассажиры? Кто такие пешеходы? Правила для них», «На чем люди ездят?», «Как переходить улицу?», «Вежливые водители», «О правилах дорожного движения», «Вежливые пешеходы», «Правила поведения в транспорте» |
СКР, РР, ПР. |
|
Учить детей различать звуки транспортных средств, обратить внимание на звучание сигналов специальных автомобилей. Развивать слуховое восприятие, способность концентрировать внимание. Активизировать в речи детей соответствующие понятия, учить правильно строить предложения. |
ХЭР, РР |
|
«Загадки-отгадки» по теме: «Транспорт. Безопасность на дороге» Учить детей составлять загадки, отгадывать их. |
СКР, РР, ПР |
|
«Научим Мишку водить автомобиль». Закреплять у детей правила дорожного движения. Ситуация «Как я с мамой дорогу переходил» Продолжать работу над закреплением правил безопасного поведения на дороге. |
СКР, ФР, ПР |
|
Обратить внимание детей на то, что улицы имеют свое название, а каждый дом имеет номер. Познакомить с адресом детского сада. Развивать интерес к ближайшему окружению. Учить различать понятия «улица» и «дорога». |
ПР, РР, НРК |
|
Прогулка: совместная деятельность детей и педагога |
||
Наблюдения: за работой водителя грузового фургона; за пешеходами и транспортом; за переходом людей по пешеходному переходу. Экскурсия «Рассматривание транспортных средств» Продолжить знакомство с различными видами транспорта, их назначением. |
ФР, СКР,ПР |
|
2.Дидактическая игра «Построй широкую дорожку для автомобилей и узкую для людей», «Можно – нельзя»: закреплять знания о правилах движения пешеходов на улице. |
СКР,ПР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в течении дня |
||
1.Чтение художественной литературы: С.Михалков «Как друзья дорогу переходили», А.Северный «Светофор», Н.Кончаловский «Самокат», «Через дорогу я с мамой иду» |
СКР,ПР |
|
2.Художественно-творческая деятельность: рисование «Есть автомобиль у меня», конструирование «На улицах нашего города». |
ХЭР, РР, СКР,ПР |
|
3. Подвижные игры: «Паровозик», «Сигналы светофора», «Разноцветные автомобили», «Цветные автомобили», «Займи свое место» |
ФР, ПР |
|
Совместная деятельность детей и педагога во второй половине дня |
||
1.Сюжетно-ролевые игры: «Мы – водители», «Мы – пассажиры», «Мы идем в детский сад», «Переходим проезжую часть» Строительная игра «Гараж для автомобилей» |
СКР,ПР,РР |
|
2.Просмотр мультфильма «Азбука дорожной безопасности. Малыш и авто» – из сериала «Уроки тетушки Совы» и беседа по вопросам. Обсудить с детьми и помочь выяснить, из-за чего возникает опасность, подвести к пониманию правил перехода проезжей части при выходе из маршрутного транспортного средства. |
СКР,ПР,РР |
|
3.Творческая мастерская: «Автомобиль», коллаж «Мой микрорайон» |
ХЭР, РР,СКР |
|
4.Дидактические игры: «Найди такой же автомобиль», «Мой друг – светофор», «О чем говорит светофор», домино «Транспорт», лото «Дорожные знаки», картинки-вкладыши «Транспорт». |
СКР,ПР,РР |
|
Октябрь |
||
Тематическая неделя октября (из комплексно-тематического плана группы): |
||
НОД по ПБПнД Тема: «Проезжая часть дороги» – закрепить знания детей о проезжей части дороги; развитие памяти, произвольного внимания, речи, мышления, зрительного и слухового восприятия; формирование интереса к окружающему миру. |
СКР, ХЭР, РР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в утренний отрезок времени |
||
1.Беседа «Проезжая часть дороги» Цель: закреплять с детьми, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора, на пешеходном переходе. |
СКР, РР |
|
2. Чтение художественной литературы С. Михалков «Шагая осторожно» Цель: развивать слуховое восприятие, понимать содержание, отвечать на вопросы |
РР, ПР |
|
Прогулка: совместная деятельность детей и педагога |
||
Развивать умение переходить через проезжую часть дороги, правила безопасного поведения на дороге. |
ПР, СКР, РР |
|
П/и «Воробушки и автомобиль» Цель: развитие слухового внимания. |
ФР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в первой половине дня |
||
Продолжать учить детей ориентироваться в помещении детского сада, на его территории, на близлежащей местности. |
ФР, СКР,РР |
|
Наблюдение на прогулке. Цель: уточнить представления детей о пешеходах и правилах их поведения на дорогах города». |
ПР, СКР, РР |
|
Музыкальная игра «Узнай по звуку автомобили специального назначения». Учить детей на слух определять сигналы автомобилей специального назначения. Учить правильной терминологии, связанной с правилами безопасного поведения на дороге. |
СКР, РР, ПР |
|
Совместная деятельность детей и педагога во второй половине дня |
||
1.Просмотр мультфильма «Азбука дорожной безопасности. Дорожные знаки» из сериала «Уроки тетушки Совы» и беседа по вопросам. |
СКР, РР |
|
2.Д/и «Дорога автомобилям, тротуар – пешеходам» Цель: учить различать проезжую часть дороги и тротуара. Закреплять знания о том, что автомобили двигаются по проезжей части, а пешеходы – только по тротуару; «Чего не хватает» Цель: закрепить знание о частях автомобилей. Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улице, активизировать в речи слова: тротуар, пешеход, пешеходный переход, светофор, перекрёсток. |
СКР, ПР, РР |
|
3.Просмотр альбома достопримечательностей п. Юдино. Знакомство с достопримечательностями п.Юдино. (ДК Железнодорожников, где проходят праздники, в т.ч. к Дню Пожилого человека). Продолжать знакомить детей с правильной терминологией, связанной с правилами безопасного поведения на дороге. |
НРК |
|
Ноябрь |
||
Тематические недели ноября (из комплексно-тематического плана группы): |
||
НОД по ПБПнД Тема «Элемент дороги: тротуар» – познакомить детей с понятием «тротуар», развитие памяти, произвольного внимания, речи, мышления, зрительного и слухового восприятия; формирования интереса к окружающему миру. |
СКР, ХЭР, ПР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в утренний отрезок времени |
||
Цель: ввести в активный словарь детей слова: «водитель», «кондуктор», «пассажиры».
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения в автобусе, о профессиях водителя и кондуктора. |
СКР, РР |
|
4.Разучивание пальчиковой гимнастики «Светофор». |
ФР, РР, |
|
5.Игра с пением «Светофор» (муз.Ю. Чичкова, сл. Н. Богословского). Актуализировать и дополнить представления детей о работе светофора, обогащать опыт познания в образной, чувственной форме. Учить выполнять движения под музыку в соответствии с ее ритмом, настроением. Учить правильной терминологии. |
ФР, ПР, РР |
|
Прогулка: совместная деятельность детей и педагога |
||
Упражнять детей в беге с изменением темпа. Развивать способность переключать внимание. Уточнить, что зимой дороги и обувь скользкие и нужно быть аккуратными при переходе дороги. |
ФР, РР |
|
2. Наблюдение (от ворот детского сада) за движением на улице. Цель: побуждать называть и описывать отдельные объекты (дорога, дома, деревья, тротуар, люди и.т.д. закреплять знание об объектах. |
СКР, ПР, РР |
|
3. П/и «Умелый пешеход» Цель: развивать умение определять относительную скорость движения (Быстро, медленно), находить свое место. |
ФР, РР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в первой половине дня |
||
Учить детей соблюдать правила безопасного перехода через проезжую часть. |
СКР, РР, ПР |
|
Учить детей объединяться в творческие группы, распределять фронт работ. Совершенствовать умение обводить шаблоны по контуру, вырезать, правильно размещать на макете автомобили, пешеходов, светофор, аккуратно приклеивать их, дополнять поделки деталями. Развитие мелкой моторики. |
ХЭР, СКР |
|
П/и «Умелый пешеход» Цель: развивать умение определять относительную скорость движения (Быстро, медленно), находить свое место. |
ПР, ФР |
|
Лепка «Дорога и тротуар». Рассказ воспитателя. Цель: дать представления о том, где можно и где нельзя играть. |
ХЕР,ПР, РР |
|
Совместная деятельность детей и педагога во второй половине дня |
||
Систематизировать представления детей о перекрестке, об особенностях дорожного движения и его регулирования на подобных участках дороги. |
СКР, ПР |
|
Наблюдение в вечернее время «Кто заметнее?». Закреплять у детей знания о том, что если на одежде есть световозвращающий элемент – он заметнее на дороге. |
СКР, ПР |
|
Рисование по точкам. Тема «Транспорт» Цель: развивать умение обводить транспорт сплошной линией по точкам, развивать графические навыки детей, учить передавать образ предмета. |
ХЕР, РТР |
|
Декабрь |
||
Тематические недели декабря (из комплексно-тематического плана группы): |
||
НОД по ПБПнД Тема: «Пешеходный переход» Расширять знания детей о проезжей части дороги, тротуара. Познакомить детей со знаком, обозначающий пешеходный переход. Понимать значение красного, желтого и зеленого сигнала светофора. Приобщать детей к культуре поведения на улице. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности. Развивать связную речь. |
СКР, ПР, ФР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в первой половине дня |
||
|
СКР, ХЭР |
|
2.Беседа «Зачем нужны дорожные знаки?» Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о дорожных знаках, их назначении и важности; помочь детям усвоить, что выполняя предписания дорожных знаков, человек заботится о своем здоровье и жизни, а также о здоровье и жизни других участниках дорожного движения. |
СКР, ПР, ФР |
|
Прогулка: совместная деятельность детей и педагога |
||
Экскурсия к перекрёстку. Цель: знакомить с дорожной разметкой знаком «Пешеходный переход», работой светофора для пешеходов и его сигналами. Объяснить какие знаки предназначены для водителей, какие для пешеходов. |
СКР,ПР,РР |
|
Наблюдение «Кто такие пешеходы?». Наблюдение на прогулке. Цель: уточнить представления детей о пешеходах и правилах их поведения на дорогах города». |
СКР, ПР |
|
П /и «Воробушки и кот». Цель: развивать умение выполнять несложные движения. |
ФР |
|
Совместная деятельность детей и педагога во второй половине дня |
||
Актуализировать, уточнить и дополнить представления детей о правилах поведения на остановке маршрутных транспортных средств. Обогащать опыт восприятия информации в образной, чувственной форме. Учить правильной терминологии, связанной с правилами безопасного поведения на дороге. |
СКР, ПР |
|
Учить детей строить автомобиль по представлению и по образцу, обогащать представления о наземных транспортных средствах, об их частях и свойствах. Учить взаимодействовать со сверстниками, делиться материалами, распределять действия при сотрудничестве. Развитие мелкой моторики. |
ПР, СКР |
|
3. Дидактическая игра «Наша улица» Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закреплять представления детей о назначении светофора. Д/и «На чем мы ездим» Цель: учить детей узнавать и показывать транспортные средства на слух. |
СКР, ПР,РР |
|
4. Штриховка «Нарисуй полоску на «зебре»» (по образцу). Цель: развивать мелкую моторику рук, изобразительные навыки. |
ХЕР |
|
Январь |
||
Тематические недели января (из комплексно-тематического плана группы): |
||
НОД по ПБПнД Тема: «Светофор, типы светофоров и их значение» -познакомить детей со светофором; закрепить знание об основных цветах. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитание внимательности. |
СКР, ПР, РР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в утренний отрезок времени |
||
|
СКР, ХЭР |
|
|
СКР, ФР |
|
|
СКР, РР |
|
Прогулка: совместная деятельность детей и педагога |
||
Наблюдение за дорогой, транспортом с участка детского сада. Продолжаем говорить о безопасности на дороге в зимнее время года. |
ПР, РР |
|
1. Беседа «Опасная дорога». Цель: напомнить, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора, на пешеходном переходе. |
СКР, РР,ПР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в первой половине дня |
||
Учить детей выбирать дорожные знаки, обозначающие места остановок, которые необходимо разместить в местах остановок маршрутных транспортных средств, обосновать свой выбор. Развитие мелкой моторики. |
СКР,РР,ПР |
|
Чтение произведения С. Маршака «Если цвет зажегся красный…». |
РР,ПР |
|
Совместная деятельность детей и педагога во второй половине дня |
||
|
СКР, ПР,РР |
|
Д / и «Красный и зеленый». Цель: закрепить, что светофор имеет три сигнала; «Какой огонек зажегся» Цель: закрепить знание цветов светофора. |
СКР, РР |
|
Лепка «Светофор». Цель: закрепить представления детей о том, что улицу переходят на сигнал светофора в специальных местах. Учить катать шарики, потом их приминать (делать лепешку). Закреплять знание цветов; «Починим светофор» (рисование). Цель: познакомить детей со светофором и его назначением; закрепить знание основных цветов (желтый, красный, зеленый); закрепить умение разукрашивания и рисования предметов круглой формы слитным неотрывным движением кисти. |
ХЭР |
|
Рассматривание сюжетных иллюстраций. Цель: закрепить представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый). |
ПР, СКР, ХЭР |
|
Февраль |
||
Тематические недели февраля (из комплексно-тематического плана группы): |
||
НОД по ПБПнД Тема: «Значение сигналов светофора» – Познакомить детей с понятием светофор, учить понимать значение сигналов светофора: красного, жёлтого и зеленого цвета “сигнал” светофора. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать желание познавать новые правила дорожного движения, запоминать и применять их в игре, жизни. |
СКР, ПР, РР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в утренний отрезок времени |
||
|
СКР, НРК, РТР |
|
|
СКР, РР |
|
3. Беседа «Друг наш светофорик». Цель: закреплять представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый). Уточнить и закрепить порядок расположения цветов. |
СКР, РР, ПР |
|
Прогулка: совместная деятельность детей и педагога |
||
Наблюдение за дорогой, транспортом с участка детского сада. Цель: продолжаем говорить о безопасности на дороге в зимнее время года. |
ФР, СКР |
|
Формировать систему знаний о дорожных знаках. Развивать логическое мышление, память, ориентировку в окружающей детей обстановке. Учить правильной терминологии, связанной с правилами безопасного поведения на дороге. Составление творческих рассказов: «Если бы все знаки перепутались?»; «Истории в транспорте» |
СКР,РР |
|
На практике доказать, что с помощью фликеров дети становятся заметнее в тёмное время суток. |
НРК, СКР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в первой половине дня |
||
Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель: развитие внимания, мышления, речи детей. |
СКР, ПР, РР |
|
Д/и «Найди правильный светофор» Цель: развивать сенсорные способности детей, умение узнавать и называть цвет и форму предмета. Закрепить понимание значения зеленого, желтого и красного сигналов светофора. |
РР, ПР |
|
Совместная деятельность детей и педагога во второй половине дня |
||
|
СКР, ХЭР |
|
|
СКР, ХЭР |
|
|
РР,ПР |
|
Игра «Помоги Мишке перейти дорогу» Цель: развитие поискового мышления. |
СКР |
|
Подвижная игра «сигналы светофора» Цель: закрепление умения определять свои действия по сигналу светофора. Обыгрывание ситуаций. Тема «Транспорт» Цель: снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия. |
ФР,РР |
|
Взаимодействие с семьями воспитанников |
||
Общее родительское собрание «Дорога. Ребёнок. Безопасность» Презентация проекта «Пристегни самое дорогое» Цель: уточнить представления родителей о том, что обеспечить безопасность ребенка на дороге –обязанность взрослых. Спортивное состязание «С папой безопасно» |
||
Март |
||
Тематические недели марта (из комплексно-тематического плана группы): |
||
НОД по ПБПнД Тема «Регулируемый пешеходный переход» |
СК, ПР, ФР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в утренний отрезок времени |
||
1. Беседа «Игры во дворе», «О правилах дорожного движения выполняй без возражения» |
СКР, РР, ПР |
|
Развивать сенсорные способности детей, умение узнавать и называть цвет и форму предметов. Закрепить понимание значения зеленого, желтого и красного сигналов светофора. |
СКР, РР |
|
Цель: учить движениями мимики выражать чувства, например изобразить внимательного шофера и вежливых пассажиров. |
СКР, РР |
|
Прогулка: совместная деятельность детей и педагога |
||
Учить детей подготавливать необходимые условия для игры, распределять роли, использовать предметы-заместители. В роли участника игры предложить обыграть различные ситуации, формировать навыки безопасного поведения. |
ФР,РР,ПР |
|
2. ОС «Помоги медвежонку» Цель: познакомить с понятием «пассажир», «пассажирский транспорт», правилами поведения в общественном транспорте. |
СКР, ПР,РР |
|
3.Распознающее наблюдение «Пешеходы». Обратить внимание детей на действия пешеходов, предложить их прокомментировать, пояснить, в соответствии с какими правилами они действуют. Учить детей отвечать на вопросы, выявлять причинно-следственные связи. |
СКР, РР |
|
4. Подвижная игра «Пешеходы и водители» |
ФР, СКР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в первой половине дня |
||
|
ПР, СКР |
|
|
ХЭР, ПР |
|
3.Дидактическая игра «Трудные виражи» Цель: развивать мелкую моторику, внимание, пространственную ориентировку (на листе бумаги). |
ХЭР, СКР, ПР |
|
4.Подвижная игра «Сигналы светофора». Закрепление умения определять свои действия по сигналу светофора. |
ФР |
|
Совместная деятельность детей и педагога во второй половине дня |
||
|
СКР, РР |
|
|
СКР, ХЭР, РР |
|
|
НРК, РТР |
|
Игра-инсценировка «Как автомобиль зверюшек катал» Цель: учить детей участвовать в инсценировке рассказа, активизировать в речи детей наречия: вперёд, назад, вправо, влево. |
СКР |
|
Апрель |
||
Тематические недели апреля (из комплексно-тематического плана группы): |
||
НОД по ПБПнД Тема: «Правила безопасного перехода через дорогу» Познакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге. – закрепить знания о том, что на улицу нужно выходить только со взрослыми; – знакомить детей с правилами безопасного перехода через дорогу, с пешеходным переходом и со знаком «Пешеходный переход», учить узнавать их. – вызвать интерес к изучению правил дорожного движения; – способствовать развитию познавательного интереса, развивать познавательные способности; – развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление. |
СКР, ПР, РР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в утренний отрезок времени |
||
Способствовать совершенствованию двигательных умений, учить ездить на двухколесном велосипеде. Напомнить детям правила безопасности, которые необходимо соблюдать при перемещении на самокате и велосипеде. |
ФР, СКР |
|
Беседа «Осторожно дорога» Цель: учить детей применять полученные знания на практике. Закрепить знания правила поведения на дороге, тротуаре, улице. Развивать мышление, наблюдательность. |
СКР, РР |
|
Прогулка: совместная деятельность детей и педагога |
||
Сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идём» Формировать умение детей договариваться о игре, распределять роли в соответствии с сюжетом, выполнять определенные действия. |
СКР, НРК |
|
Чтение стихов о безопасном поведении на дороге. Учить правильной терминологии, связанной с правилами безопасного поведения на дороге. |
СКР, РР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в первой половине дня |
||
Творческая мастерская: аппликация «Мы соблюдаем Правила безопасного поведения на дороге». Развивать воображение, образное мышление, мелкую моторику. |
СКР, ХЭР |
|
Образовательная ситуация «Невоспитанный медвежонок» Цель: продолжать формировать у детей представления о правилах поведения в общественном транспорте. Развивать аналитическое мышление, умение делать простейшие умозаключения. |
СКР,РР |
|
Рассматривание сюжетных картинок «Безопасная дорога» по данной теме. Цель: закрепить знания детей пол ученные в течение года. Узнавать и называть знакомые объекты на улице города. |
СКР, ПР |
|
Совместная деятельность детей и педагога во второй половине дня |
||
Работа с раскраской «Правила безопасного перехода через дорогу» Развивать воображение, образное мышление, мелкую моторику. |
ХЭР, СКР, РР |
|
Просмотр мультфильма «Азбука дорожной безопасности из сериала «Уроки тетушки совы», «Азбука безопасности. Закреплять правила безопасного поведения на дороге. |
СКР, РР |
|
Май |
||
Тематические недели мая (из комплексно-тематического плана группы): |
||
НОД по ПБПнД Тема «Знакомство с работой водителя» |
СКР, ПР, ФР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в утренний отрезок времени |
||
Игра «Найди и назови» с использованием мультисенсорных коробок. Формировать систему знаний о дорожных знаках, учить различать и называть дорожные знаки. Учить правильной терминологии, связанной с правилами безопасного поведения на дороге. Развитие мелкой моторики. Рисование мелками на асфальте «Автомобили на нашей улице» Цель: закреплять знания детей, умение рисовать и закрашивать круглые формы. Дидактическая игра «Собери светофор» (пазлы) Цель: закрепить знания о цветах светофора и выкладывать их в определённой последовательности. Упражнение «Сигналит автомобиль» (произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би» Цель: формировать правильное и отчетливое произношение звука «бь», развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо, развитие речевого дыхания и голоса |
СКР, РР, ПР |
|
Чтение отрывка из произведения С. Волкова «Про правила дорожного движения». Обсуждение прочитанного. |
СКР, ПР,РР |
|
Работа в книжном уголке: оформление выставки книг по правилам безопасного поведения на дороге. Обучать умению отбирать книги по данной тематике: развивать мышление, эстетические качества. Учить правильной терминологии, связанной с правилами безопасного поведения на дороге. |
ПР, СКР |
|
Прогулка: совместная деятельность детей и педагога |
||
Наблюдение за работой водителя. Помочь детям понять важность работы водителя. |
ПР, СКР |
|
П /и «Цветные автомобили». Цель: развивать внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, закрепить знание основных цветов спектра, разрешающих и запрещающих сигналов светофора. |
ФР |
|
Сюжетно – ролевая игра «Водители». Цель: формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами. |
СКР, РР, ФР |
|
Беседа «Ориентировка в пространстве». Закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова «справа», «слева», «вверху», «внизу», «между»; упражнять в измерении длины с помощью мерки; упражнять в счете. Учить правильной терминологии, связанной с правилами безопасного поведения на дороге. |
ПР, РР |
|
Совместная деятельность детей и педагога в первой половине дня |
||
«Четвертый лишний». Цель: развитие внимания, мышления, речи детей. Закрепление знаний о правилах дорожного движения. |
ПР, СКР |
|
Подвижная игра «Мы – водители». Закреплять знания детей о профессии водитель, выполняемым им действий. |
СКР, ФР |
|
Игровая ситуация: «Ты вошел в автобус». Развивать мышление, речь, умение безопасно вести себя в маршрутном транспортном средстве. Учить правильной терминологии, связанной с правилами безопасного поведения на дороге. |
РР,ПР, СКР |
|
Совместная деятельность детей и педагога во второй половине дня |
||
Игра «Запомни автомашину» Цель: развивать зрительное внимание. |
СКР, ПР |
|
Просмотр мультфильмов «Азбука безопасности. Гармония светофора» из сериала «Смешарики», по желанию детей. Закрепить правила безопасного поведения на дороге. |
ХЭР, СКР, РР |
|
Рисование «Автомобиль». Цель: научить различать проезжую часть улицы и тротуар. Познакомить с нетрадиционным рисованием «монотипия». |
ХЭР .ПР, |
Перспективный план работы с родителями по БДД
Месяц |
Мероприятие |
Сентябрь |
Анкетирование родителей « Соблюдаете ли вы правила дорожного движения?» Составление и рисование индивидуального маршрута безопасного пути от дома до детского сада и обратно; Рассылка электронной почтой материалов презентации «Термины транспортной классификации используемые при обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах» Папка – передвижка «Предупреждение детского дорожного – транспортного травматизма» Акция «С автокреслом безопасно!» (в рамках республиканского месячника «Внимание: дети!») Выставка совместного творчества «Соблюдай правила дорожного движения». |
Октябрь |
Конкурс семейных творческих работ «Я – примерный пешеход» Памятка родителям – водителям: папка-передвижка «Безопасность детей – забота взрослых» СМС – памятка «Знак «Внимание: дети!» Консультация «Безопасность детей – забота взрослых» Предложить приобрести в магазине и принести в группу фликеры. |
Ноябрь |
Круглый стол «Будем ЗНАКомы» – КВН с родителями по воспитанию примерного пешехода Интернет – лекторей (с использованием Skype) «Родитель, помни: ты пример для ребёнка!» Консультация «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?» Буклет «Не быть помехой для движения помогут правила поведения» СМС – памятка «Тротуар» День памяти жертв ДТП Акция «Стань заметней, засветись!» |
Декабрь |
Консультация для родителей «Малыш и улица» Буклет «Советы родителям, которые могут спасти ребенку жизнь» Оформить в родительском уголке рубрику «Что должен знать ребенок по разделу «Безопасное поведение на дороге» Предложить принести фотографии из семейного архива на темы «Я и мой ребёнок на улице», «Мой папа – водитель» |
Январь |
Индивидуальные беседы « Как воспитать грамотного пешехода» Спортивное состязание «На приз деда Мороза» Интернет – задание «Продумайте наиболее безопасный путь от дома до детского сада» Выставка произведений художественной литературы «Почитайте детям о ПДД» Консультация «Правила поведения на проезжей части» |
Февраль |
Детско-родительский клуб «Соблюдайте правила дорожного движения всегда и везде!» Общее родительское собрание «Дорога. Ребёнок. Безопасность» Презентация проекта «Пристегни самое дорогое» Цель: уточнить представления родителей о том, что обеспечить безопасность ребенка на дороге – обязанность взрослых. Консультация «О фликере, как дополнительном средстве защиты пешеходов». |
Март |
Выставка семейных творческих работ « Я – примерный пешеход.» СМС – рассылка ( с использованием viber и WhatsApp) «Правила перевозки детей в автотранспортном средстве». Конкурс «А ну-ка мамочки, а ну-ка педагоги». Оформление стенда «Как правильно переходить дорогу». Акция «Фото недели. Мой ребёнок в автокресле» |
Апрель |
Открытое занятие для родителей «Светофорик» по обучению детей правилам дорожного движения с использованием ИКТ Конкурс семейного творчества «Мы соблюдаем Правила безопасного поведения на дороге». СМС – памятка «Знак «Обгон запрещен» Анкетирование «Взрослые и дети на улицах города» Цель: выявлять отношение родителей к вопросам безопасного поведения на дороге. |
Май |
Детско-родительский клуб «Страна правил дорожного движения». Консультация «Ребёнок в автомобиле» Буклет «Что детям знать положено» Акция «Фото недели. Мой ребёнок в безопасности”. Ознакомить родителей с результатом анкетирования «Взрослые и дети на улицах города» |
Заключение
Понимая проблему безопасного дорожного движения и осуществляя планомерную, целенаправленную работу в различных видах деятельности по формированию у дошкольников и их родителей основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, мы знаем, что эту проблему можно решить, что полученные знания пригодятся воспитанникам и их родителям, и в дальнейшем сохранят не только здоровье, но и жизнь.
У детей сформируются знания и представления о правилах безопасного дорожного движения, о правилах поведения на проезжей части, о характерных отличительных признаках транспорта. У детей повысится интерес к изучению БДД и ответственность за соблюдение правил безопасного поведения на дороге.
Список использованной литературы:
1. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций/ Под общей редакцией Р.Н. Минниханова. Казань: ООО «Фолиант», 2017. – 248с.;
2. Обучение детей безопасному поведению на дорогах: методические рекомендации для работы с родителями/Под общей ред. Р.Ш. Ахмадиевой. – Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2014. – 112с.;
3. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие») / Под общей ред. Р.Ш.Ахмадиевой. – Казань : Фолиант, 2016.- 100с.
4. Правила дорожного движения Российской Федерации 2017 .
5. Таинственная книга /перевод Сурайи Гайнуллиной. – Казань: Фолиант, 2016.-104с.
6. Всероссийская газета «Добрая Дорога Детства»
– нормативно-провавые:
7. Федеральный закон Российской Федерации (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ» «Об образовании в Российской Федерации»
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)
СанПиН 2.4.1.3049-13
9.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года.
10.Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани (утв. педагогическим советом МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88»)
Ресурсы
– кадровые: мотивированные педагоги ДОО, сотрудники отдела пропаганды ГИБДД.
– материально-технические: помещение группы, кабинет БДД, музыкальный зал, физкультурный зал, площадка БДД
– информационные:
- интернет ресурсы.
Рисование «Починим светофор!!!»
Игра «В автомастерской»