Пояснительная записка
Актуальность:
В современном мире при наличии огромного объёма информации, мы часто видим орфографические ошибки и в новостях, и в печатных изданиях газет, журналов, реклам. Орфографическая грамотность взрослых людей оставляет желать лучшего. Ошибки допускаются даже в учебных пособиях и учебниках.
Практическая значимость:
Целевая аудитория:
участники: учащиеся 3-х классов
Целеполагание:
Изучение русского языка и грамотного письма всегда вызывало трудность у ребят и не заинтересованность в данной, на их взгляд, скучной теме. Данная методическая разработка предназначена для повышения грамотности детей младшего школьного возраста и в оригинальной форме выявить проблемные места, а соревновательный характер даёт толчок для мотивации изучения правил орфографии и пунктуации.
Новизна:
Квест-игра – особая игровая форма, ставшая популярной в настоящее время.
Цель: повышение мотивации к изучаемому предмету и совершенствование орфографической грамотности; развитие их познавательных и творческих способностей через включение в игровую деятельность.
Задачи:
- совершенствование методов и форм работы;
- повышение мотивации к изучаемому предмету – русский язык;
- создание условий для проверки знаний, умений и навыков, полученных обучающимися;
- стимулирование активности учащихся;
- способствовать формированию ответственности, самостоятельности, внимательности, воображения, навыков работы команде;
- создать для каждого ребенка ситуацию успеха.
Оформление:
5 станций с названиями и раздаточным материалом.
Оборудование и наглядный материал:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- листы бумаги, ручки, бланки заданиями, цветные карандаши, пульты для выбора ответов
Предназначена данная разработка учителям начальных классов.
Продолжительность мероприятия — 45 минут.
Ожидаемые результаты:
- повышение мотивации к изучению правил орфографии
- повышение грамотности
- желание изучать предмет и работать над культурой письма
Методические советы для проведения игры
Для того чтобы игра прошла успешно, необходимо провести предварительную работу:
- с ребятами в течение 3-4 месяцев вести подготовительную работу: тренировочные задания, пробные действия;
- осуществить техническую подготовку;
- написать сценарий;
- разработать критерии оценивания, так как в классах различное количество участников. ( в нашей игре для эффективной оценки члены жюри взяли средний балл по всем станциям)
- приготовить кабинеты с названиями станций и оформить, закупить подарки, грамоты;
- подобрать задания, различного типа по предмету.
В данной игре соревнуются вся параллель для выявления самого грамотного класса. Участвуют все дети класса. Успех класса зависит от каждого ребёнка, приносящего баллы в копилку своей команды. Участникам игры предлагается назвать свою команду и представить её. На каждой станции время ограничено – 10 минут.
Вначале игры проводиться торжественная линейка, на которой объявляются цель данного мероприятия, правила игры, раздаются маршрутные листы.
Мероприятие заканчивается торжественной линейкой, на которой объявляются победители, и идёт награждение дипломами и памятными призами.
Ход мероприятия
– Добрый день, дорогие ребята! Сегодня стартует грамматический марафон, по результатам которого будут выявлены самые активные, любознательные, а самое главное, грамотные ребята. Вам раздадут маршрутные листы и вы начнете свою квест-игру.
Правила квест-игры:
- Дружно и вместе
- Тихо и быстро
Помните: победа вашего класса зависит от каждого игрока. Каждый балл будет иметь ценность приближать ваш класс к победе. Удачи всем!
Командиры получают маршрутные листы и, следуя указанным кабинетам, идут, не нарушая последовательности.
1 станция «Шерлок Холмс»: каждый ребёнок получает задание на карточке, в которой 3 вида правил.
Задания составлены по методическому пособию Узоровой О. В.
Критерии оценивания: каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальный балл каждого ребёнка – 3 балла. По классу вычисляется среднеарифметическое.
2 станция «Словарная раскраска»: класс делится по 4 человека на группы, и получают раскраску, которую, выполняя задания должны раскрасить.
Задания составлены по методике Польяновской Е. А.
Критерии оценивания: верно выполненная раскраска оценивается в 20 баллов, за каждые две ошибки снимается – 1 балл. По классу вычисляется среднеарифметическое.
3 станция «Диктант»: учащие пишут один из диктантов по методике Федоренко И. Т.
Диктант по Федоренко И.Т.
Критерии оценивания: Полностью верно написанный диктант оценивается в 1 балл. По классу вычисляется среднеарифметическое.
4 станция «Экзамен»: задания ребята видят на экране и с помощью пультов выбирают верный ответ. Тест состоит из 15 вопросов.
При отсутствии соответствующей техники тест можно дать на распечатанном листе бумаги.
Критерии оценивания: за каждый верный ответ начисляется 1 балл. По классу вычисляется среднеарифметическое.
5 станция «Найди чужака»: даётся 10 рядов слов, среди которых нужно убрать лишнее.
Критерии оценивания: Максимальный балл на каждого ребёнка – 10 баллов. По классу вычисляется среднеарифметическое.
Список литературы:
- Миллер Т.А. Мир вокруг нас. – М: «Педагогика, 2001;
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997;
- Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.- Ростов н / Д: Феникс, 2005
- Польяновская Е. А. Пишем без ошибок. 3 класс. – М: «Эксмо», 2016;
- Как научиться грамотно писать. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. – М: «Астрель», 2010.
- Зрительные диктанты по методике Федоренко И.Т.
Журналы:
«Начальная школа»;
«Праздник в школе»;
«Сценарии школьных праздников».
Приложение
ЗАДАНИЯ КВЕСТ-ИГРЫ
1 станция: «Шерлок Холмс»
Карточка:
- Вставь, где надо мягкий знак (ь):
Медалка, бутыл..ка, бел..чата, Юроч..ка, о сердеч..ном, фишеч..ки, колюч..ка, сливоч..ный, солнеч..ный, сил..ный.
- Вставь букву А или Я:
Вр..ч, м..ска, хом..к, м..ч, Кат.., ук..зка, сорн..к, польз.., пл..сать, цапл..
- Раздели на слоги для переноса, укажи все возможные варианты:
Нитка, умелый, Азия, барабанить, конь, банан, пою, валенки, спортивный, июнь
___________________________________________________________________________________________________________________________________
2 станция «Словарная раскраска»:
3 станция: «Диктант»
4 станция «Экзамен»:
Тест:
-
- Как проверить проверяемую безударную гласную в корне?
а) посмотреть в словаре
б) подобрать любое слово, похожее на проверяемое
в) подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы ударение падало на проверяемую гласную
-
- Убери лишнее
а) чк б) чн в) ши г) щн
-
- Отметь верно написанный ряд:
а) мышы, слышышь, жывёт
б) жизнь, сшыли, бежыт
в) живот, ширина, зашит
-
- Какое предложение является нераспространённым
а) Маша быстро шла.
б) Упала шишка.
в) На воде лягушка.
-
- Найди слова с разными формами
а) гусь, гусыня, гусёнок
б) водица, водицу, водицей
в) бегун, бегу, забегу
-
- найди верно подобранное проверочное слово к слову столовая
а) столы б) под стол в) на столе
-
- Какой ряд слов нельзя переносить с одной строчки на другую?
а) белый, коньки, морошка б) князь, Олег, тролль в) порты, коты, солянка
-
- В каком ряду все слова являются словарными?
а) сорока, воробей, здравствуйте
б) молоко, сосна, столовая
в) шоссе, берега, глаза
-
- Найди верный перенос слова: объявление
а) об-ъяв-ле-ние б) объ-яв-ле-ние в) объяв-ле-ни-е
-
- Сколько словосочетаний в предложении:
На снежное поле опустилась проворная галка.
а) 3 б) 4 в) 2
-
- Найди многозначное слово
а) гитара б) грач в) колокольчик г) парта
-
- Укажи верный ряд согласных звуков
а) а, э, ы б) щ, ь, ъ, в) в, г, р
-
- В каком из предложений слово золотой употреблено в переносном значении?
а) На златом крыльце сидели Том и Джерри.
б) Мы путешествовали по Золотому Кольцу России.
в) Олег подарил любимой золотую статуэтку.
-
- В каком предложении есть фразеологизм?
а) Заяц залег на дно оврага.
б) Преступника спугнули, и он залёг на дно.
в) Волк притаился и залёг под куст.
-
- Найди приставку со значением отдаления от чего-нибудь
а) с- б) пре- в) от- г) в-
5 станция «Найди чужака»: даётся 10 рядов слов, среди которых нужно убрать лишнее.
Прочитайте. Найдите и зачеркните “лишнее” слово в каждой строке, в остальных словах выделите корень.
Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.
Маленький, малявка, маляр, малыш.
Конница, конник, подоконник, конюшня.
Чай, заварка, чайник, чайная.
Сладость, сахар, сахарница, сахарный.
Булка, хлебница, хлеб, хлебный.
Дорога, дороженька, дорогой.
Береза, березка, дерево.
Лес, лесок, лестница.
Школьник, ученик, дошкольник.