Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится чрезвычайно значимой.
Актуальность проведения диагностики читательской грамотности обусловлена тем, что выпускники школ сегодня должны обладать не только определенным набором предметных умений, знаний, но быть готовыми к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Следовательно, читательская грамотность необходима не только для результативного прохождения государственной итоговой аттестации, но и для успешной социализации обучающихся .
Актуальность исследования читательской грамотности обусловлена необходимостью формирования системы обучения чтению как основной метапредметной компетенции учащегося. Умение работать с текстами разного вида, отбирать, структурировать, систематизировать, анализировать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях является одним из основных в современной школе.
Читатели должны знать правила и владеть определёнными навыками работы с текстом. Предполагается, что учащиеся должны овладеть следующими умениями:
– поиск информации и понимание прочитанного;
– преобразование и интерпретация информации;
– оценка информации .
Данные вопросы диагностики нацелены на нахождение и извлечение информации из текста. Предлагаю вам познакомиться с одним из вариантов такой диагностики для учащихся 6-х классов. С ответами на них способен справиться любой ученик, в т.ч. и с самым низким уровнем подготовленности, т.к. в предложенном для анализа фрагментах есть строки, дословно совпадающие с главной частью формулировки каждого вопроса. Для выполнения некоторых заданий требуется интерпретация прочитанного, поиск ответов, которые можно извлечь из текста, несколько перефразировав то, что в нём говорится.
Диагностика читательской грамотности.
Задания для учеников 6 класса.
Перед вами три текста. Прочитайте их и выполните следующие задания.
ТЕКСТ 1
(1)Нет ничего прекрасней кустов шиповника! (2)Помните ли вы их, милый читатель? (3) Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. (4)Мимо деревьев, кустов, птиц, детских лиц, провожающих нас взглядом где-то на пороге ворот… (5)Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке – видим ли мы её? (6)Утка опрокидывается головой вперёд в воду – замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?
(7)Её нет! (8)Где она? (9)Она плывёт под водой… (10)Подождите, она сейчас вынырнет! (11)Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. (12)Вынырнув, она делает движения головой, чтобы стряхнуть воду, и кажется, будто она утирается после купания всем небом!
(13)Как редко мы останавливаем внимание на мире! (14)Вот я и позволяю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. (15)В тот день он показался мне особенно красивым. (16)Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своем пути.
(17)Что же и в самом деле самое прекрасное из того, что я видел на земле?
( По Ю.Олеше)
ТЕКСТ 2
Шиповник (лат. Rosa) — род дикорастущих растений семейства Розовые. Имеет множество культурных форм, разводимых под общим названием Роза. На данный момент известны более 350 видов (по другим данным, 150—250). Обычно прямостоящие кустарники, реже лианы, иногда невысокие древовидные формы или почти травянистые растения.
Стебли и ветви обычно с шипами (отсюда и название).
Листья у большинства видов непарноперистые, с парными прилистниками (очень редко простые и без прилистников), содержат 5—7 листочков, опадающие, реже вечнозеленые.
Цветки одиночные, иногда по два или по несколько, как правило, бледно-розовые, 4—6 см в диаметре. Встречаются формы с цветками, проявляющими признаки махровости. Цветение, обычно, в мае — июне.
Плод — овальный или яйцевидно-шаровидный, при созревании красного, оранжевого, пурпурно-красного цвета. Окраска обусловлена высоким содержанием каротинов. У многих видов шиповника плоды содержат большое количество витамина С, что делает их ценными для медицины и здорового питания. Плоды обычно созревают в сентябре-октябре.
В плодах шиповника аскорбиновой кислоты примерно в 10 раз больше, чем в ягодах чёрной смородины, и в 50 раз больше, чем в лимоне. Плоды шиповника обладают фитонцидными и мощным бактерицидным свойствами. Содержат большое количество антиоксидантов.
Настойки, сиропы, отвары из плодов шиповника используются в медицине при различных заболеваниях.
( По материалам интернета)
ТЕКСТ 3
Преданий о шиповнике много. Вот лишь одно из них. По преданию, Сатана был свергнут Богом с неба, но задумал вновь подняться туда. Для этого он избрал шиповник, чьи прямые стволы с шипами могли служить ему как бы лестницей. Но Господь угадал его мысли и согнул стволы шиповника. И вот с тех пор шипы стали не прямыми, а изогнуты книзу и цепляются за всё, что до них дотрагивается.
Так что цену шиповнику знали ещё в библейские времена.
( Предание)
Задания
- Какой тип речи представлен в предложениях 1 – 3 ТЕКСТА 1:
- повествование;
- описание;
- рассуждение;
- рассуждение и описание.
- Что отсутствует в ТЕКСТЕ 1:
- мысль о красоте шиповника;
- описание шиповника;
- автор давно не видел шиповник.
3. Какое средство художественной выразительности представлено в предложении 12 ТЕКСТА 1:
1) сравнение;
2) олицетворение;
3) эпитет.
4.В каком предложении (с 13 по 16) ТЕКСТА 1 выражена основная мысль и почему? Обоснуйте свой ответ.
- 15;
- 14;
- 13;
- 16.
5.Найдите информацию в ТЕКСТЕ 1, соответствующую содержанию текста, обведите правильный ответ.
1 |
Многие люди проходят мимо, не замечая чудесных вещей. |
А) да |
Б) нет |
2 |
Шиповник – дикое невзрачное растение. |
А) да |
Б) нет |
3 |
Рассказчик каждый день встречает на своем пути шиповник. |
А) да |
Б) нет |
6.Выпишите из текста данные в таблицу. Если информация в ТЕКСТЕ 2 отсутствует, запишите «информации нет».
Вопрос |
Ответ |
|
1 |
К какому семейству относятся шиповник? |
|
2 |
Какие полезные вещества содержатся в плодах шиповника? |
|
3 |
Как правильно посадить шиповник? |
7. В таблице дана информация. Какая из них подходит к ТЕКСТУ 1, а какая – к ТЕКСТУ 2? Отметь их знаком «+» в соответствующем столбике. Заполните таблицу (+ ), используя информацию из ТЕКСТОВ 1 и 2:
Утверждение |
1 текст |
2 текст |
|
||
|
||
|
- Как ты понимаешь выражение «свергнутый с неба» в ТЕКСТЕ 3? Обведи номер правильного ответа.
- проклятый;
- изгнанный;
- уволенный;
- сброшенный вниз.
9.Определите стилевую принадлежность каждого текста:
1 ) текст 1 – художественный стиль;
текст 2 – научный стиль;
текст 3 – художественный стиль.
2) текст 1 – художественный стиль;
текст 2 – публицистический стиль;
текст 3 – разговорный стиль.
3) текст 1 – разговорный стиль;
текст 2 – научный стиль;
текст 3 – художественный стиль.
10.Выпишите из текста данные в таблицу. Если информация в ТЕКСТЕ 2 отсутствует, запишите «информации нет».
Вопрос |
Ответ |
|
1 |
Имеет ли шиповник отношение к розе? |
|
2 |
Являются ли плоды шиповника полезными с точки зрения медицины ? |
|
3 |
В какое время года созревают плоды шиповника? |
11.Задания к ТЕКСТУ 2. Шиповник (лат. Rosa) — род дикорастущих растений семейства Розовые. Имеет множество культурных форм, разводимых под общим названием Роза. Обычно прямостоящие кустарники, реже лианы, иногда невысокие древовидные формы или почти травянистые растения.
Каждое растение имеет свои отличительные признаки. Соедини слова левого и правого столбика.
|
А) Деревья с развесистой кроной. Данный вид получил широкое распространение, его культивируют на многих садовых участках, а также в промышленных масштабах для получения вкуснейших плодов. |
|
Б) Светлая красавица русских лесов, гордость и символ славян. Её часто называют деревом жизни. |
|
В) Известна нам с давних времен. Любима эта ягода за прекрасный вкус и целебные свойства. |
1 |
2 |
3 |
12.Какое утверждение соответствует содержанию всех текстов.
1) Окраска плодов обусловлена высоким содержанием каротинов.
2) Шиповник – интересное растение.
3) Ствол шиповника мог служить лестницей.
13.Почему, согласно преданию, рассказанному в ТЕКСТЕ 3, шипы шиповника стали изогнуты книзу?
14.Укажите ( отметьте знаком « +» ), в каком из трех текстов содержится ответ на соответствующий вопрос.
Вопрос |
Текст 1 |
Текст 2 |
Текст 3 |
|
1 |
Каковы листья у шиповника? |
|||
2 |
Можно ли назвать шиповник прекрасным? |
|||
3 |
В чем особенность шипов шиповника? |
15.Укажите ( отметьте знаком « +» ) , в каком из трех текстов содержится данная информация.
Информация |
Текст 1 |
Текст 2 |
Текст 3 |
|
1 |
Плоды шиповника содержат в себе большое количество аскорбиновой кислоты. |
|||
2 |
Свергнутый Сатана намеревался вернуться на небеса. |
|||
3 |
Ближайшими родственниками шиповника являются розы. |
Ответы и критерии оценивания
- Задание на умение оценить информацию. Какой тип речи представлен в предложениях 1 – 3 текста 1:
- повествование;
- описание;
- рассуждение;
- рассуждение и описание.
Ответ: 3
Ответ правильный – 1 балл
Ответ неправильный – 0 баллов
- Задание на умение найти информацию и понять прочитанное. Что отсутствует в тексте 1:
- мысль о красоте шиповника;
- описание шиповника;
- автор давно не видел шиповника.
Ответ: 2
Ответ правильный – 1 балл
Ответ неправильный – 0 баллов
3. Задание на умение оценить информацию. Какое средство художественной выразительности представлено в предложении 12 текста 1:
1) сравнение;
2) олицетворение;
3) эпитет.
Ответ: 2
Ответ правильный – 1 балл
Ответ неправильный – 0 баллов
4. Задание на умение преобразовать и интерпретировать информацию. В каком предложении (с 13 по 16) текста 1 выражена основная мысль и почему? Обоснуйте свой ответ.
- 15;
- 14;
- 13;
- 16.
Ответ: 3
Обоснование: Порой мы не замечаем, не обращаем внимания на красоту окружающего мира.
Ответ правильный, есть обоснование – 2 балла
Ответ правильный, но нет обоснования – 1 балл
Ответ неправильный, нет обоснования – 0 баллов.
5.Задание на умение найти информацию и понять прочитанное. Найдите информацию в тексте 1, соответствующую содержанию текста, обведите правильный ответ.
1 |
Многие люди проходят мимо, не замечая чудесных вещей. |
А) да |
Б) нет |
2 |
Шиповник – дикое невзрачное растение. |
А) да |
Б) нет |
3 |
Рассказчик каждый день встречает на своем пути шиповник. |
А) да |
Б) нет |
1 |
2 |
3 |
А |
Б |
Б |
3 правильных ответа – 3 балла
2 правильных ответа – 2 балла
- правильный ответ – 1 балл
6.Задание на умение найти информацию и понять прочитанное. Выпишите из текста данные в таблицу. Если информация в тексте 2 отсутствует, запишите «информации нет».
Вопрос |
Ответ |
|
1 |
К какому семейству относятся шиповник? |
|
2 |
Какие полезные вещества содержатся в плодах шиповника? |
|
3 |
Как правильно посадить шиповник? |
Ответ:
Вопрос |
Ответ |
|
1 |
К какому семейству относятся шиповник? |
Розовые |
2 |
Какие полезные вещества содержатся в плодах шиповника? |
Каротины, витамин С |
3 |
Как правильно посадить шиповник? |
Информации нет |
3 правильных ответа – 3 балла
2 правильных ответа – 2 балла
- правильный ответ – 1 балл
7.Задание на умение найти информацию и понять прочитанное. В таблице дана информация. Какая из них подходит к тексту № 1, а какая – к тексту № 2? Отметь их знаком «+» в соответствующем столбике. Заполните таблицу (+ ), используя информацию из текстов 1 и 2:
Ответ:
Утверждение |
1 текст |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
3 балла – 4 правильных ответа;
2 балла – 3 правильных ответа;
1 балл – 2 правильных ответа.
- баллов – 1 ответ
8.Задание на умение понять прочитанное. Как ты понимаешь выражение «свергнутый с неба» в тексте 3? Напиши номер правильного ответа.
- проклятый;
- изгнанный;
- уволенный;
- сброшенный вниз.
Ответ: 4
Ответ правильный – 1 балл
Ответ неправильный – 0 баллов
- Задание на умение оценить информацию. Определите стилевую принадлежность каждого текста:
1 ) текст 1 – художественный стиль;
текст 2 – научный стиль;
текст 3 – художественный стиль.
2) текст 1 – художественный стиль;
текст 2 – публицистический стиль;
текст 3 – разговорный стиль.
3) текст 1 – разговорный стиль;
текст 2 – научный стиль;
текст 3 – художественный стиль.
Ответ: 1
Ответ правильный – 1 балл
Ответ неправильный – 0 баллов.
10.Выпишите из текста данные в таблицу. Если информация в ТЕКСТЕ 2 отсутствует, запишите «информации нет».
Вопрос |
Ответ |
|
1 |
Имеет ли шиповник отношение к розе? |
Шиповник разводят под общим названием Роза. |
2 |
Являются ли плоды шиповника полезными с точки зрения медицины ? |
Плоды шиповника содержат большое количество витамина С. |
3 |
В какое время года созревают плоды шиповника? |
Плоды шиповника обычно созревают в сентябре-октябре. |
3 правильных ответа – 3балла
- правильных ответа – 2 балла
1 правильный ответ – 1 балл
- правильных ответов -0 баллов
11 Задание на умение преобразовать и интерпретировать информацию.
Шиповник (лат. Rosa) — род дикорастущих растений семейства Розовые. Имеет множество культурных форм, разводимых под общим названием Роза. Обычно прямостоящие кустарники, реже лианы, иногда невысокие древовидные формы или почти травянистые растения.
Каждое растение имеет свои отличительные признаки. Соедини слова левого и правого столбика.
|
А) Деревья с развесистой кроной. Данный вид получил широкое распространение, его культивируют на многих садовых участках, а также в промышленных масштабах для получения вкуснейших плодов. |
|
Б) Светлая красавица русских лесов, гордость и символ славян. Её часто называют деревом жизни. |
|
В) Известна нам с давних времен. Любима эта ягода за прекрасный вкус и целебные свойства. |
Ответы:
1 |
2 |
3 |
Б |
В |
А |
3 правильных ответа – 2 балла
2 правильных ответа – 1 балл
- правильный ответ – 0 баллов
12. Задание на умение преобразовать и интерпретировать информацию. Какое утверждение соответствует содержанию всех текстов.
1) Окраска плодов обусловлена высоким содержанием каротинов.
2) Шиповник – интересное растение.
3) Ствол шиповника мог служить лестницей.
Ответ: 2
Ответ правильный – 1 балл
Ответ неправильный – 0 баллов
- Задание на умение преобразовать и интерпретировать информацию. Почему, согласно преданию, рассказанному в тексте 3, шипы шиповника стали изогнуты книзу?
Ответ: Господь согнул шипы, чтобы Сатана не смог подняться вверх.
Ответ правильный – 1 балл
Ответ неправильный – 0 баллов
- Задание на умение найти информацию и понять прочитанного. Укажите, в каком из текстов содержится ответ на соответствующий вопрос.
Вопрос |
Текст 1 |
Текст 2 |
Текст 3 |
|
1 |
Каковы листья у шиповника? |
|||
2 |
Можно ли назвать шиповник прекрасным? |
|||
3 |
В чем особенность шипов шиповника? |
Ответы:
Вопрос |
Текст 1 |
Текст 2 |
Текст 3 |
|
1 |
Каковы листья у шиповника? |
+ |
||
2 |
Можно ли назвать шиповник прекрасным? |
+ |
+ |
|
3 |
В чем особенность шипов шиповника? |
+ |
3 балла – 4 правильных ответа;
2 балла – 3 правильных ответа;
1 балл – 2 правильных ответа.
- баллов – 1 ответ
- Задание на умение найти информацию и понять прочитанное. Укажите, в каком из текстов содержится данная информация.
Информация |
Текст 1 |
Текст 2 |
Текст 3 |
|
1 |
Плоды шиповника содержат в себе большое количество аскорбиновой кислоты. |
|||
2 |
Свергнутый Сатана намеревался вернуться на небеса. |
|||
3 |
Ближайшими родственниками шиповника являются розы. |
Ответы:
Информация |
Текст 1 |
Текст 2 |
Текст 3 |
|
1 |
Плоды шиповника содержат в себе большое количество аскорбиновой кислоты. |
+ |
||
2 |
Свергнутый Сатана намеревался вернуться на небеса. |
+ |
||
3 |
Ближайшими родственниками шиповника являются розы. |
+ |
3 правильных ответа – 3 балла
2 правильных ответа – 2 балла
1 правильный ответ – 1 балл
Максимальный балл за выполнение работы – 29
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки
по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0-15 |
16-20 |
21-25 |
26-29 |
Заключение
Разработка заданий для диагностики читательской грамотности школьников является актуальным в наше время, так как, согласно современным исследованиям, современные дети испытывают проблемы в работе с текстом. Читатели должны знать правила и владеть определёнными навыками работы с текстом. Задания в данной диагностике сформулированы на основе того, что учащиеся должны овладеть тремя основными группами умений:
– поиск информации и понимание прочитанного;
– преобразование и интерпретация информации;
– оценка информации.
Задания разбиты на три блока, которые также подразделяются на типы в зависимости от конкретного умения работы с текстом.
Кроме этого в работе особое место занимает выбор текстов, различных по стилю и типу речи. Выбор обусловлен тем, что школьники должны уметь работать с различными текстами.
Предложенные задания для диагностики читательской грамотности являются хорошим инструментом для отслеживания уровня сформированности читательских умений учащихся 6-х классов и, в целом, читательской грамотности школьников.
Литература
- Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа―Школа 2100‖, Педагогика здравого смысла / Под ред. А.А. Леонтьева
- Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002.
- Панкова О.Б. «Диагностика читательской грамотности». Москва, 2012.
- Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт -Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов
- Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов
- Читательская грамотность школьника (5-9 классы): книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова и др.; под ред. И.Н. Добротиной. -М.: Российский учебник: Вентана-Граф,2011
Интернет-ресурсы
- Аванесов В. С. Теория и методика педагогических измерений. http://testolog.narod.ru/Theory12.html
- Будникова И. Н., Цивенко Н. Б. Развитие навыка грамотного чтения у школьников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.
- Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом ―Первое сентября‖ http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501401
- Поварнин C. B. Как читать книги. 1970 г. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
- Сметанникова Н.Н.. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения
- https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9jb21idWNoYS5ydS9zdGF0aS9pbnRlcmVzbm9lL3NoaXBvdm5pay1vcGlzYW5pZS1wb2xlem55ZS1zdm9qc3R2YS1pLXByaWdvdG92bGVuaWUuaHRtbA%3D%3D
- Материалы сайта «Учитель в Сети» https://sites.google.com/site/ulejconf/
- Материалы сайта «Веб сервисы для учителя» https://sites.google.com/site/tkvgelearning/
- Материалы сайта «Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/