Художественно-эстетическое, нравственное воспитание —целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать культурные ценности. Я педагог по театральному искусству использую в своей практике произведения великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Его детские произведения вводят ребёнка в красочный мир богатых художественных образов, способных взбудоражить и расшевелить воображение. Произведения Г. Тукая доступны для детского сознания и понятны, и близки такой возрастной категории, как учащихся начальных классов. Его стихи являются отражением психологии самого ребенка и соответственно психологии творчества, возможного в этом возрасте. Активное включение ребенка в стихию произведений великого классика позволяет его эмоционально раскрепостить. Тукаевский «детский фонд» следует рассматривать в качестве полноценного источника формирования эстетических вкусов и ориентаций детей. В произведениях, посвященных детям, можно четко выделить фольклорные мотивы. Например, в известных и любимых детьми авторских сказках «Кәҗә белән сарык» («Коза и овца»), «Су анасы» («Водяная»), «Шүрәле» («Шурале»), сказочный сюжет и мифологические образы и события составляют основу произведений. Произведение «Водяная», основанное на мифологических мотивах, отличается идейно-эстетической зрелостью, воспитательным потенциалом. Народная мудрость, использованная автором, характеризует героев произведений и различные ситуации, помогает отразить мысли и душевное состояние персонажей. Малые жанры фольклора своей лаконичностью и меткой, точной формулировкой не только констатируют факт, но и заставляют читателя думать и размышлять, читать между строк и делать выводы. И какие же неиспользованные пласты огромной воспитательной силы, огромной эстетической ценности открываются в произведениях этого замечательного татарского поэта? Все его творчество является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. В поэтических образах его произведение, открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка. Произведения Тукая пробуждают эмоциональную отзывчивость на чужую боль, огорчение или, напротив, радость. Стихотворение «Бала белән күбәләк», описывающая похождения бабочки, которого девочка хотела поймать, учит маленького читателя доброму, заботливому отношению к братьям нашим меньшим. Габдулла Тукай – тонкий психолог, чуткий знаток детской души. Он всем своим творчеством показывает: мир ребёнка – особый, он малопонятен взрослому человеку. Взрослый в нём – чужак, посторонний. Тукай – автор, в котором живёт впечатлительный, ранимый, и в тоже время озорной, жизнерадостный, способный заразить весельем окружающих, ребёнок; благодаря этой особенности поэт предстаёт настоящим другом малышей: он для них и равноправный участник игр и развлечений, и мудрый старший товарищ. Его стихам присуща занимательность. Остроумные сюжеты заинтересовывают юного читателя, вызывают у него вопросы, помогают строить собственные суждения, позволяют выразить своё эмоциональное отношение к происходящему, дать оценку поступкам героев. А произведения «Шүрәле» и «Водяная» и вовсе осязаемы: краски, звуки, запахи присутствуют в них так реально, что читатель невольно ощущает свою причастность к происходящему:
Нәкъ Казан артында бардыр бер авыл, Кырлай диләр,
Җырлаганда көй өчен, тавыклары җырлай диләр…
На страницах своих произведений автор создал мини-энциклопедию живой природы родного края, благодаря которой можно почерпнуть многие важные сведения. Значение литературного краеведения в процессе воспитания подрастающего поколения нельзя недооценивать, поскольку только оно во многом позволяет обрести истинное понимание того, что зовётся «малой родиной», а сказка является одним из наиболее продуктивных по своему воздействию литературных жанров, который успешно справляется с задачей его популяризации на самых ранних этапах развития. Воспитательное значение детских произведений Тукая велико – оно несёт читателям знание. Г. Тукай прививает своему читателю умение замечать и ценить красоту природы и в меру своих сил сохранять её богатства. Его творчество ценно как с художественной, так и с педагогической точки зрения. И конечно же ценность еще заключается в том, что один из его главных действующих лиц – ребёнок. Интересное содержание в органическом единстве с безупречной отточенной формой – его отличительная черта. Последнее произведение, которое поставили с учащимися—это «Молодое дерево». Притчи, басни Г. Тукая несут поучительный урок, помогают постичь важную нравственную истину, передают мудрость старшего поколения.
В заключении я хочу отметить, что Габдулла Тукай — народный поэт, живший 1,5 века назад современен и в настоящее время. Его произведения интересны и понятны детям, актуальны для театрализованных постановок. Поэзия, столь любимая всеми слоями татарского, да и не только, народов, входит в наши души баюкающими колыбельными, трогательными детскими стихами, незабываемыми образами поэмы «Шүрәле» с самых юных лет. Имя это в сознании каждого из нас означает не только чарующие звуки родного языка и татарской культуры в ее самом полном выражении, но и высокую степень гражданственности. Щемящую ноту боли за свой народ, его настоящее и будущее. Сопровождает всю жизнь, поддерживая в трудные минуты, освежая сознание чистейшим родником народной души.
Использованная литература:
- Статья на инфоуроке: v_chem_my_vidim_silu_ego_vospitatelnogo_znach_tukay.doc-Гизатуллина Фания Анваровна.
- Стихи Г.Тукая – Габдулла Тукайнын балалар очен язган шигырьләре, электронный адрес: nsportal.ru документ-fnni-izhadi_esh_1_-_kopiya.docx
- Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных образовательных общеразвивающих программ: [онлайн конференция]/ Л.Н. Буйлова. 24.04.2020.