Цель:
Продемонстрировать положительные качества данной технологии для развития навыков работы с текстом, способствующих формированию универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
1.Помочь освоить прием технологии критического мышления;
2. Развивать коммуникативную компетентность.
Форма работы: групповая
Методы: прием технологии критического мышления
Предполагаемый результат: педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.
Ход мастер – класса
I.Вызов (3мин).
Педагог: Уважаемые коллеги! Общение людей невозможно без вопросов и диалога. В огромном потоке информации, в котором мы живем, необходимо научиться анализировать эту информацию, уметь выразить свое отношение к ней, отсеять ненужное, сформулировать вопросы и найти на них ответы.
- Не читающий ученик менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени.
- Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Поэтому необходимо формировать читательскую грамотность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению
- Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»
- Это:
- -Пробно-поисковые ситуации;
- -Беседы-дискуссии;
- -Сам задай вопрос;
- -Личный пример учителя;
- -Приём устного словесного рисования;
- -Словарно-стилистическая работа;
- -Элементы драматизации;
В своей практике мы сталкиваемся со следующими проблемами:
-дети имеют низкую скорость чтения;
-зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
-не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
-затрудняются кратко пересказать содержание.
Поэтому на своих уроках мы пробуем многие приемы
II. 1. «Синквейн».
В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
«Синквейн»- это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Пишется он по определенным правилам:
1 строка-одно существительное,выражающее главную тему;
2 строка-два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка-три глагола,описывающие действия в рамках темы;
4 строка– фраза,несущая определенный смысл;
5 строка– заключение в форме существительного(ассоциация в первым словом).
2.«Тонкие и толстые вопросы».
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы ), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Этот прием можно использовать в организации взаимоопроса ,можно дать в качестве домашнего задания:
-составить «толстые и тонкие вопросы по данному тексту;
-составить «тонкий «вопрос по какой-либо теме и записать;
-самостоятельно придумать «толстый» вопрос и ответить на него.
3. «Уголки»
можно использовать на уроках литературного чтения при
составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая – отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
На уроках литературного чтения мы используем прием, который называется «Ромашка Блума» или «Ромашка вопросов и ответов». Этот прием основан на работе с текстом. С текстом дети работают на разных уроках- прием является универсальным. Он может использоваться и на других предметах.
Главное в работе с текстом является осмысление информации. На практике мы видим, что у современных младших школьников с этим, часто, возникают большие проблемы. Одним из основных приемов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие обучающиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы?
Прием «Ромашка Блума» помогает учить детей задавать вопросы. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”. Вопрос следует начать со слова – назови …
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: “То есть ты говоришь, что…?”, “Если я правильно понял, то …?”, “Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?”.Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова “Почему?” и направлены на установление причинно-следственных связей. “Почему листья на деревьях осенью желтеют?”. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного “превращается” в простой. Следовательно, данный тип вопроса “срабатывает” тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы …”, “Что будет, если …?”, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?”. Вопрос следует начать со слова – придумай….
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: “Как можно применить …?”, Что можно сделать из …?”, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?”, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”. Вопрос следует начать со слова – предложи….
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. “Почему что-то хорошо, а что-то плохо?”, “Чем один урок отличается от другого?”, “Как вы относитесь к поступку главного героя?” и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…
III. Практическая работа.
Мы предлагаем перейти к практической части.
Прочитайте, пож, рассказ М. Пришвина «Лоси»
(3мин) Приложение 1.
Сегодня мы будем работать с «Ромашкой Блума».
Уважаемые коллеги, мы попросим подойти 6 человек и взять по одному лепестку. На этих лепестках написано начало вопроса. Вам нужно , опираясь на текст , придумать конец вопроса. А остальные наши коллеги должны будут ответить на этот вопрос, тоже опираясь на текст.
(1мин.)
1.Простые.
Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?
2.Уточняющие.
Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?
3.Интерпретационные.
Почему дед решил показаться лосихе из засады?
Почему дед не стал стрелять в лосей?
4.Творческие.
Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?
5.Практические.
Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?
6.Оценочные.
Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?
Таким образом, каждый из учеников освоит содержание текста и проработает его на разном уровне познавательной деятельности.
IV. Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности
Насколько полезна вам полученная информация и сможете ли вы её использовать в профессиональной деятельности?
Что было трудным в работе?
V.Заключительное слово
Закончить наше выступление нам хотелось бы словами Джона Холта:
«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»
Мы хотим поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеемся, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности.
Список использованной литературы
- https://infourok.ru/metodicheskiy-priyom-romashka-bluma-2625721.html
- ромашка блум
- ромашка блум
- https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/11/05/master-klass
- https://vbudushee.ru/upload/lib/35_Ромашка-Блума.pdf