1. Сегодня мы рассмотрим вопрос: «Интерактивные формы организации учебного процесса. Проект и исследование – как одна из форм интерактивных технологий для творческого развития ученика младших классов».
Нет в мире должности прекрасней,
Труда отважней и милей.
Тот, кто стал учителем, поймет
Какое счастье- быть полезным людям,
Учить его величество- Народ!
Учитель должен быть счастливым, что подтверждают мудрые слова притчи:
У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:
— Будь счастлив.
Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:
— Неужто ты такой смиренный?
— Нет, — ответил нищий, — просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.
Вот и учителя, если будут счастливыми, то смогут отшлифовать до блеска своё педагогическое мастерство и качество образовательного процесса, создавая условия успешности обучающихся ….
Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать.
Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. А чтобы урок был успешным, его надо правильно организовать. Одни учителя при этом делают ставку на эффектное начало. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков отошло.
Работа в группах (5 -7 мин)
– Сейчас нам предстоит работа в группах. Как известно, есть разные формы взаимодействия учителя и ученика. Перед вами схемы, дополните их стрелками и назовите модели взаимодействия на уроке.
(раздать группам №1 и №2 карточки со схемами без стрелок, чтобы сами охарактеризовали модель и расставили стрелки.
1-2 минуты)
– Итак, посмотрим, что получилось. Слово 1 группе (2 группе). Как вы назовете свою модель, охарактеризуйте её.
Пассивный
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Активный
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
В педагогической практике давно применяется термин “активные методы и формы обучения”. Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся.
Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам.
А.А. Гин
В последнее время получил распространение ещё один термин – “интерактивное обучение
– Уважаемые коллеги, КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ТЕРМИН “интерактивное обучение”. (диалог)
1 задание
– Напишите ваши идеи на листках бумаги и сложите их в КОРЗИНУ.
– Прочитаем, что у нас получилось.
2 задание
– Перед вами ваши карточки с пассивной или активной моделями обучения, попробуйте преобразовать их в интерактивную модель обучения.
Интерактивный.
Интерактивный (“Inter” – это взаимный, “act” – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Именно использование этой модели обучения учителем на своих уроках говорит об его инновационной деятельности
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в процессе обучения.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, идет работа с различными источниками информации, используются творческие работы.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.
Человек рожден для мысли и действия”, – говорили древние мудрецы.
В связи с требованиями ФГОС в общеобразовательных учреждениях, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетных национальных проектов в образовании, — «эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе» есть пункт, который включает в себя:
-использование исследовательского метода в обучении;
-проектные методы обучения.
Учителя нашей гимназии вот уже на протяжении нескольких лет используют в своей работе проектную деятельность. В самом начале это работа проводилась как внеурочная работа, но широко применялись технологии интеграции с учебными предметами. В свете ФГОС проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
2.«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»
–Хотелось бы отметить, что проектирование и исследование – изначально принципиально разные вещи.
Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга.
То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.
Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование.
В основе метода проектов и метода исследований лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований
- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
- По количеству участников: (коллективные, групповые, индивидуальные);
- По месту проведения: (урочные и внеурочные);
- По времени: (мини – проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность – 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы – 2 минуты), краткосрочные требуют выделения 4-6 уроков. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома., и долгосрочные могут выполняться как в группах, так и индивидуально, в течение учебного года.
- По теме: (предметные или свободные);
- По степени самостоятельности выполнения: (самостоятельно, с родителями, под руководством учителя и т.д.);
3. Практическая часть
Мы с вами попробуем ответить на вопросы :
-Что такое проект? Что такое исследование?
-Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
– При прохождении курса «Окружающий мир» в начальной школе предполагается проектная и исследовательская деятельность. Перед вами на столах готовые проекты и исследовательские работы. Распределите работы таким образом, чтобы можно было можно понять это – ИССЛЕДОВАНИЕ или ПРОЕКТ.
1 группа – выберите работы, которые можно отнести к исследованиям ,
2 группа – проекты.
( Участники группы выбирают 1 гр. – темы для исследований.-, 2гр – темы для проектов, зачитывают ответы, убеждая , что это – исследование или проект).
– Конечно, трудно сразу провести чёткую грань. Поэтому, попробуем задать себе вопросы и заполнить таблицу, чтобы понять, где – исследование, где – проект.
1группа – у вас получится исследование
2группа- у вас получится проект
(Группы работают в таблицах)
Таблица сравнения проектов и исследований
У вас получится исследование 1гр |
|
У вас получится проект 2 гр |
Что вы хотите? |
||
Вы пытаетесь разобраться в чём-то непонятном Вы хотите проверить что-то на собственном опыте |
|
У вас есть мечта или задумка. Вам хочется воплотить это в реальности. |
Например: выяснить, возможно ли вообще строить дома на воде ?? |
|
Например: построить дом на воде?? |
Чего вы ждёте? |
||
Результат заранее не известен. |
|
Вы точно знаете, что именно у вас должно получиться |
Например: возможно, выяснится, что здания на воде строить нельзя или станет ясно, что существует великое множество самых разных построек на воде |
|
Например: несмотря на то, что пока вы не знаете точно, как будет выглядеть ваша постройка, это будет именно дом и именно на воде. |
Как собираетесь действовать? |
||
Хорошо планировать свои действия. Но планы могут меняться в зависимости от результатов исследований |
|
Вы продумываете план и стараетесь следовать ему от начала и до конца |
Например: если мы выясним, что бывают самые разные постройки на воде, возможно, нам захочется поделить их на группы по странам, а возможно – по свойствам и внешнему виду |
|
Например: для того, чтобы построить дом, нужно действовать шаг за шагом: исследовать место будущего строительства, начертить план, пройти все стадии строительства, подвести коммуникации и т.п |
Сколько у вас времени? |
||
Время на выполнение одной части исследования может быть ограничено. Но исследовать что-то можно в течение всей жизни |
|
Время на каждый проект ограничено: у любого проекта есть начало и конец |
Например: можно начать с маленького школьного опыта, а потом основать целый научно-исследовательский институт по изучению построек на воде |
|
Например: нельзя строить дом бесконечно, дома строятся, чтобы в них жили. Если захочется построить ещё один дом, это будет уже новый проект. |
-Что такое проект? Что такое исследование?
-Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Отвечая на данные вопросы мы пришли к следующему:
-Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: ( СЛАЙД)
– Целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т. п.
– Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы — нет деятельности.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
-Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
-Проекты могут быть и без исследования . Значит, гипотеза в проекте может быть не всегда (нет исследования в проекте, нет гипотезы).
-В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами. (СЛАЙД)
Этапы научного исследования:
Определяется цель исследования; подумать самостоятельно; спросить у другого человека; посмотреть в книгах; посмотреть по телевизору; получить информацию у компьютера; пронаблюдать; провести эксперимент; связаться со специалистом.
-Основными этапами проектной деятельности являются: пять «П»:
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт (создание проектного продукта)
5. Презентация проектного продукта
-В-четвертых:
-Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество, в которой мы должны выдвинуть гипотезу и доказать ее истинность или ложность.
Проект – это замысел, план, творчество по плану. Проектная работа ученика направлена на получение конкретного результата- ПРОДУКТА.
СДЕЛАЕМ ВЫВОД
Проектирование и исследование – изначально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.
В образовании и исследование, и проектирование очень важны, но путать их друг с другом не стоит. Исследование – творчество в чистом виде, а проектирование – творчество по плану.
4. Аутентичные (социальные) проекты.
Вы , наверное удивлены, почему мы говорим о проектах и исследованиях?. Ведь уже у большинства из присутствующих накоплен богатый опыт по данной теме. Сегодня остановимся ещё на одном из видов проектов – аутентичные (социальные) проекты.
– Остановимся ещё на одном из видов проектов – аутентичные (социальные) проекты.
В работе с детьми мы часто создаём проекты, которые не являются аутентичными, или отчасти аутентичные проекты.
Проекты, которые не являются аутентичными:
– имеют исключительно учебную направленность, например, написать эссе, нарисовать плакат, написать и презентовать доклад о книге, подготовить презентацию по теме исследования;
– целевой аудиторией являются только учитель и одноклассники;
– никто не использует результаты проекта;
– отсутствует практическая ценность
Отчасти аутентичные проекты:
– проекты учащихся имитируют то, что происходит в мире вне школы;
– ученики примеряют на себя социальные роли, такие как, «учёный», «советник президента», «разработчик сайта»;
– роли прописаны в сценарии, который отражает то, что может произойти в реальном мире;
– созданные продукты не могут использоваться в реальной жизни, но похожи на те, что используют.
Аутентичные проекты:
– проекты учеников имеют для них реальное значение, т.е. напрямую воздействуют на их жизнь или могут использоваться в реальном мире;
– проект может быть направлен на благоустройство микрорайона, оказание помощи одноклассникам или жителям своего дома, создание экспонатов для выставки или выражение мыслей учащихся на какую-либо тему в различных СМИ, например, на вебсайтах.
Четыре аспекта создания аутентичного проекта:
1. Проект отвечает потребностям реального мира за пределами класса, либо продукты, созданные учениками, могут использоваться в повседневной жизни.
2. Проект сосредоточен на проблеме, вопросе или теме, которые имеют связь с жизнью учащихся (чем теснее связь, тем лучше), либо на проблеме, вопросе, которые актуальны для мира взрослых, в который учащиеся скоро войдут.
3. Проект представляет собой сценарий или воссоздание ситуации, которые выглядят реалистично, даже если они вымышлены.
4. Проект затрагивает приборы, инструменты, действия или процессы, которые используют взрослые люди в реальных условиях и профессионалы в их работе.
– Проекты учеников имеют для них реальное значение, т.е. напрямую воздействуют на их жизнь или могут использоваться в реальном мире;
– Проект может быть направлен на благоустройство микрорайона, оказание помощи одноклассникам или жителям своего дома, создание экспонатов для выставки или выражение мыслей учащихся на какую-либо тему в различных СМИ, например, на вебсайтах.
5.Выходное тестирование. Работа в группах (5 мин)
- Сейчас вам предлагается составить синквейн на тему
1 группа – «Исследование»
2группа – «Проект»
Зачем нужно учиться делать проекты?
-Чтобы потом осуществлять их в жизни;
– чтобы понимать: хорошая идея сама по себе ещё не решает исход дела, необходимо представлять себе, каков механизм её реализации, как будет выглядеть конечный продукт.
Зачем нужно учиться проводить исследования?
Чтобы поддерживать врожденное любопытство ребёнка и снабжать его инструментарием, показывающим, что мы можем успешно познавать мир.
Завершим семинар словами великого педагога-практика Василия Александровича Сухомлинского: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и … ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли»
– Спасибо участникам групп за активную работу.
Литература.
1.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. 1
2.
Электронные ресурсы
“Исследовательская работа школьников”
Ссылка: http://www.issl.dnttm.ru/
http://www.nachalka.com/
http://www.stupeni.399sch.ru/
http://www. gigabaza.ru/
osmetod.ru›…proekty/kurchatovskij…ii…project.html