Минакова Оксана Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №110», г. Казань
Начало обучения в школе — особый момент в жизни каждого ребенка. А у одаренных детей могут быть свои трудности и проблемы, связанные с обучением в школе и взаимоотношениями со сверстниками. Что же является причиной этих трудностей и проблем? Рассмотрим несколько наиболее распространенных причин детских трудностей:
– опережающее познавательное развитие одаренных детей;
– отсутствие достаточного опыта взаимоотношений со сверстниками;
– своеобразная избалованность;
– социальная несамостоятельность.
Остановимся более подробно на каждой из этих трудностей.
Первая причина (потеря мотивации) может показаться парадоксальной, так как именно высокие познавательные возможности одаренных детей и обусловливают их высокие академические успехи и достижения в различных областях. Однако ситуация складывается иначе, если в процессе обучения эти высокие возможности фактически игнорируются. Как справедливо констатирует известный специалист в области изучения одаренности Е.И. Щебланова, «исследования и практический опыт свидетельствуют, что игнорирование этих запросов может не только тормозить раскрытие и развитие уже имеющегося потенциала, но и порождать разнообразные трудности в учении, личностном развитии, общении, поведении одаренных школьников». Большой проблемой для многих одаренных первоклашек становится скука, которая просто преследует их на уроках в начальной школе, так как они, с одной стороны, вынуждены часами выслушивать то, что им уже давно известно, а с другой — заниматься рутинной деятельностью, в которой они часто бывают неуспешны. К этому добавим стремление таких детей поделиться своими знаниями, находками и идеями с другими детьми и взрослыми, в которых они хотят видеть единомышленников, а также их склонность к доминированию в обсуждении тех вопросов, которые являются предметом их размышлений и самостоятельного изучения. Все это может обернуться тем, что собственное мнение ребенка по тем или иным вопросам, его замечания и попытки высказаться будут восприниматься учителями и сверстниками как «всезнайство», «желание выделиться», «бунтарство» или неадекватное поведение. Понятно, что результатом такой ситуации будет не только отсутствие необходимой для развития одаренного ребенка умственной нагрузки, но и отрицательный опыт социальных взаимоотношений и в конечном счете потеря мотивации и всякого интереса к обучению в школе.
Каждое из этих следствий может быть в равной мере разрушительным с точки зрения дальнейшего развития одаренности ребенка. Так, отсутствие умственной нагрузки способствует развитию умственной лени и препятствует формированию важнейших личностных характеристик, таких как способность к преодолению трудностей, настойчивость в достижении цели, без которых человек не может ни в полной мере развить, ни реализовать свой талант. Известный американский педагог Сандра Каплан обратила внимание на проблему умственной лени и потери мотивации к учению у современных американских высокоодаренных школьников, несколько лет обучавшихся по слишком легким программам. Когда таких детей включили в обучение по специальным программам для одаренных детей, большинство из них не захотели прилагать усилия, преодолевать трудности и предпочли вернуться к прежним программам.
Отрицательный опыт социальных взаимоотношений в начальной школе ведет к изоляции и самоизоляции ребенка, что способствует развитию у него социальной дезадаптации. Нежелание ходить в школу может свести на нет все предшествующие успехи в учении и познавательном развитии одаренного ребенка. Как же можно избежать или максимально смягчить эти «обычные» проблемы необычных детей?
Ответ здесь может быть один — надо очень серьезно и вдумчиво отнестись к вопросу о том, в какую школу лучше всего отдавать ребенка. И так как в наше время существуют разные модели и разные программы в школах, то выбор всегда есть.
Другая проблема — отсутствие достаточного опыта взаимоотношений со сверстниками. Если в дошкольном детстве чрезмерная интеллектуализация развития ребенка и связанная с этим его некоторая изолированность от общества сверстников воспринималась взрослыми как безобидная и даже положительная особенность, то с началом обучения в школе ситуация резко меняется. Теперь уже ребенок не может практически все время находиться в ситуации «ребенок — все понимающий и принимающий взрослый», а попадает в неведомый ему пестрый мир общения и межличностного взаимодействия как с незнакомыми взрослыми, далеко не всегда готовыми адекватно воспринять индивидуальность ребенка, так и со сверстниками. Ситуация усугубляется также и тем, что одаренные дети часто избалованы вниманием взрослых и ожидают поэтому исключительного отношения к себе. Однако возникшие недоразумения и трудности в социальных взаимоотношениях с одноклассниками вовсе не означают катастрофы, как это, к сожалению, начинает часто восприниматься родителями и детьми. Наш практический опыт работы с такими детьми показывает, что школа вместе с родителями не только должна, но и действительно может помочь таким детям справиться с возникшими проблемами и на учить их необходимым социально-коммуникативным умениям. Конечно же, для этого потребуется немало времени, иногда весь период обучения в школе и мудрый, высокопрофессиональный учитель.
Еще одной причиной возможных трудностей, возникающих в начальной школе, является социальная несамостоятельность, инфантильность одаренного ребенка. Нетрудно заметить, что эта причина самым тесным образом связана с последними двумя и, как все остальные, зиждется на своеобразии интеллектуального и личностного развития такого ребенка. В то же время она заслуживает самого пристального внимания. «Это же признаки рассеянности гения», — часто говорят с улыбкой взрослые. В то же время даже не очень наблюдательный человек может заметить, что за такой «рассеянностью гения» стоит взрослый (как правило, мама или бабушка), который услужливо собирает разбросанные вещи, складывает портфель и завязывает шнурки, упреждая любые попытки к действию ребенка, фактически лишая его возможности научиться самостоятельности в повседневной жизни, обрести социальную и, в конце концов, личностную независимость. Родители, к сожалению, очень поздно начинают осознавать, какой бедой оборачивается такая зависимость уже не ребенка или подростка, а юноши или девушки. В 18 лет, когда обращаются к психологу отчаявшиеся родители, очень трудно решить проблемы социальной инфантильности одаренного, но уже не ребенка.
Так, например, у каждого здорового ребенка дошкольного и младшего школьного возраста можно развить привычку доводить начатое дело до конца. Становление этой привычки обеспечивает приобретение ребенком чувства и опыта самоэффективности, развитие ответственности. Однако уже в подростковом возрасте развитие такой привычки становится весьма проблематичным. Именно поэтому родителям важно использовать благодатные периоды детства для создания хороших привычек социально-психического характера, которые будут способствовать становлению личностной зрелости ребенка.
Одаренный ребенок задает родителям и школе трудную задачу. Еще один важный вопрос о том, каким должно быть школьное образование: широким или более-менее узким, специализированным в зависимости от сферы интересов и проявлений одаренности ребенка? В ответе на этот вопрос можно обнаружить удивительное сходство позиций разных авторов. Большинство из них подчеркивают приоритет широты над специализацией, во всяком случае до 14 лет. Нельзя подавлять любознательность и широту познавательных интересов одаренных детей, что обеспечивает создание своеобразной образовательной основы для творчества в разных областях. «Напротив, подрастающему поколению следует, по крайней мере, указать на те двери, которые ведут к самым разным областям жизни и духа»(К.Юнг). Широкое, «сбалансированное образование» имеет для одаренных детей и большое значение в качестве психогигиенического мероприятия, так как позволяет сгладить тенденцию к односторонности одаренности, развитию одних способностей и дарований в ущерб другим. Наконец, нельзя не обратить внимание на то, что связано с чрезмерными нагрузками и так называемым «ускорением» обучения в школе, которое достаточно распространено, но не всегда полезно ребенку. В наши дни это звучит тем более актуально, так как широко развернувшееся в нашей стране «олимпиадно-конкурсное» движение может стимулировать родителей и педагогов к такому «излишнему форсированию» и эксплуатации детской одаренности. К сожалению, это может привести к неблагоприятным для ребенка последствиям. Таким образом, очень важно, чтобы в школе и дома содержание занятий ребенка и уровень умственной нагрузки соответствовали его познавательным потребностям и возможностям и не были бы для него ни слишком легкими, ни чрезмерно трудными, изнурительными.
Одним же из самых острых вопросов для родителей, на наш взгляд, является вопрос об обучении в школе, и особенно на ее самом первом этапе — в начальных классах. Сразу отметим, что творческое или исследовательское обучение, основанное на самостоятельном приобретении ребенком знаний об окружающем мире, — наиболее естественная и продуктивная форма учения для одаренных детей, которых отличает ненасытная познавательная потребность и высокая исследовательская активность. Готовность же к поиску новой информации, знаний, новых способов мышления и поведения, столь характерная для одаренных детей, — то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С этой точки зрения формирование у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей школы для воспитания всех детей. Задача же педагога и родителя в таком случае состоит в том, чтобы, как четко сформулировал Д. Дьюи, «защитить дух исследования, предохранить его от того, чтобы от излишнего напряжения он не притупился, не одеревенел от рутины, не окаменел от догматических внушений или не рассеялся благодаря бесцельному упражнению над ничтожными вещами».
Как можно создать такую образовательную среду? Особое внимание надо уделять в этом вопросе начальной школе, поскольку именно в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Однако в системе традиционного обучения младших школьников эти предпосылки часто остаются без всякого внимания. Развитие исследовательского отношения к миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов у детей. Исследовательские способности и умения школьников замечательно развиваются в процессе осуществления исследовательской деятельности, но при этом важно, чтобы ребенок сам хотел выполнить исследовательскую работу. Для того чтобы ребенок мог прикоснуться к многообразию окружающего мира, необходимо принципиально иное содержание обучения, адекватное высоким познавательным потребностям и возможностям детей. Уникальным в этом отношении является подход, основанный на изучении широких междисциплинарных тем. Такие темы позволяют детям изучать мир во всем его разнообразии, с его сложными связями и отношениями, с одной стороны, и конкретными вопросами, интересующими ребенка, — с другой.
Помочь ребенку удивиться тайнам окружающего мира может проблемно-диалогический метод в обучении, а испытать радость творчества и восторг открытия — такая организация познавательного процесса, когда ребенок имеет возможность открывать знания о мире в ходе индивидуальной или совместной со сверстниками деятельности.
Важным условием для ребенка при этом является и возможность с кем-то разделить свою радость открытия, быть услышанным и понятым другими. Понятно, что не каждая школа направлена на создание условий для поддержки и развития детей с высокими познавательными потребностями и возможностями. В то же время можно говорить и о достаточно широком распространении исследовательских методов обучения в школе, об обогащенных программах обучения, особенно широко представленных в разных гимназиях. Именно на это и следует обратить внимание при принятии решения о том, в какую школу лучше всего привести ребенка.