Махмутова Светлана Степановна
заместитель директора по ВР
ГБОУ «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», г. Мензелинск
Проект: «Билет в будущее, #ПрофиБудуЯ –
«Детская сыроварня»
ГБОУ «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом школы-интерната, путем выполнения работ и оказания услуг в сфере образования.
Цель: формирование социально-адаптированной личности, усвоившей образовательные программы школы по уровням обучения, способной к качественному выполнению социальных ролей, ориентированной на общечеловеческие национальные ценности.
Приоритетными направлениями развития школы являются:
- Обучение и воспитание умственно отсталых детей по специальным программам и учебным планам, разработанным в соответствии с особенностями и возможностями развития этой категории детей.
- Профессионально-трудовая подготовка и профессиональная ориентация, направленные на подготовку и овладение выпускниками доступными для них профессиями.
- Коррекция недостатков умственного и физического развития в процессе общеобразовательного труда и трудового обучения, а также в процессе специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий.
- Единая комплексная система обучения и воспитания, обеспечивающая
адекватную подготовку этих детей к самостоятельной жизни в социуме.
Перед школой-интернатом, помимо знаний, даваемых по учебным программам, стоит серьѐзная социальная задача: подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, адаптироваться в естественном социальном окружении.
Особое внимание в школе уделяется трудовому воспитанию, создаются достойные обучающие условия по подготовке воспитанников к рабочим профессиям по следующим профилям: сельскохозяйственный труд, слесарное дело, столярное дело, швейное дело, штукатурно-малярное, садоводческое дело.
Сельское хозяйство
Слесарная мастерская
Столярная мастерская
Швейная мастерская
Штукатурно-малярная мастерская
Хочется отметить обучение сельскохозяйственному труду: учащиеся овладевают определѐнной системой первоначальных знаний и практических умений по общему земледелию и важнейшим отраслям растениеводства. На учебно-опытном участке осваивают технологические приѐмы ухода за овощными культурами: выращивают рассаду, плодовые и ягодные саженцы, ухаживают за садом, отбирают и высаживают семенные растения для получения урожая семян.
Садоводческое дело
Программа “Включайся и будь успешен!” с целью оказание помощи воспитанникам в осознанном выборе профессии
Организовываются встречи со специалистами по вопросам профориентации, представителями различных учебных заведений и профессий, трудовым делам, акциям, экскурсии на предприятия и организации города. Данные мероприятия готовят к сознательному выбору профессии.
Проект: «Билет в будущее», #ПрофиБудуЯ – «Детская сыроварня»
Номинация: Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Тематика проекта: Профориентация для детей с ОВЗ. Новые формы и методики обучения. Социализация детей с ОВЗ
Регион: Республика Татарстан
Образовательное учреждение: ГБОУ «Мензелинская школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными
возможностями здоровья»
Учредительство организации: Государственное ОУ
Реализуемая образовательная программа: Среднее профессиональное Образование
Целевая аудитория проекта: воспитанники и учащиеся с ОВЗ от 14 лет и более,
педагогические работники
Категория целевой аудитории: школьники, дети с особыми образовательными потребностями, в том числе с дети с ОВЗ, педагогические работники (среднее профессиональное образование)
Строительство «Детской сыроварни»
Площадь производства составляет 60 кв.м., объем сыроварни-пастеризатора рассчитан одна на 50 л.. Другая на 200л. молока. На производстве во внеурочное время по дополнительному образованию задействованы воспитанники школы- интерната. За это время они научились вырабатывать сыры: «Кавказский» («Адыгейский»), «Качотта», «Лабне», «Фета», «Чеддер». Кроме того, у сыроварни теперь есть и своя ферма c 5 коровами, которые обеспечивают сыроварню свежим молоком.
Проект «Детская сыроварня» способствует формированию у подростков, осознанной профессиональной деятельности в режиме реального времени, мотивации к высокотехнологичному аграрному труду, как престижному и востребованному в современном обществе.
Цель проекта:
Расширение профессиональных перспектив для обучающихся, содействие их социализации посредством реализации программы профессиональной подготовки и трудового воспитания на базе учебной лаборатории “Детская сыроварня”.
Задачи проекта:
-
- Формирование устойчивой внутренней мотивации к развитию своих навыков, необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, способности самоорганизации с целью решения профессиональных задач.
Апробация разработанной профессиональной программы.
-
- Обеспечение внедрения разработанной программы в образовательный процесс.
Актуальность проекта
Большое внимание уделяется проблемам воспитания, обучения и социальной адаптации детей с ОВЗ.
Данная программа направлена на трудовое воспитание, развитие у детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и учащихся с ОВЗ профессиональных компетенций и навыков, как способу социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни, через вовлечение в практическую производственную деятельность мини-сыроварни.
Мини-производство будет функционировать, как учебно-производственная лаборатория, где учащиеся будут обучаться технологическим процессам.
Создание мастерских и учебных площадок даст возможность воспитанникам получать специализированную помощь, возможность общения, адаптации и социализации, возможность улучшить свои трудовые умения, повысить целый ряд личных компетенций, послужит одним из оснований получения опыта в формировании необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Сквозные образовательные траектории:
Проект способствует формированию у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, культуры питания, приобретению прикладных знаний в области агробизнеса, осознанной профессиональной деятельности в режиме реального времени, мотивации к высокотехнологичному аграрному труду, как престижному и востребованному в современном обществе, а также созданию собственного фермерского хозяйства, приносящего стабильный доход в будущем.
Ресурсы и наработки. Имеющиеся ресурсы:
Кадровые ресурсы: коллектив педагогических работников ГБОУ “Мензелинская школа-интернат (численность 8 педагогических работников); Материально-технические ресурсы: помещения школы ( классный кабинет) для проведения теоритической части; для практической части лаборатория “Детская сыроварня”; оборудование и программное обеспечение школы и партнера – Благотворительного фонда “Ак Барс Созидание»; Методические ресурсы: методика мониторинга уровня знаний; рабочая программа по профессиональному обучению; методические рекомендации; Нормативные ресурсы: положение о регулярном мониторинге уровня знаний, проекты договоров с партнерскими организациями.