Лакомкина Лилия Петровна
Мухутдинова Гузел Нургаязовна
учитель технологии
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №9», г. Набережные Челны
Цель: профилактика рисков с которыми подростки сталкиваются в повседневной жизни, а также привлечь внимание родительского комитета школы, учителей и широкой общественности к проблемам безопасности и защиты детей в Интернете.
Задачи:
1. Осознание учащимися потенциальных опасностей Интернета;
2. Активизация умения не только самостоятельно решать сложные жизненные ситуации;
3. Разработка свода правил безопасного поведения в Интернете.
4. Информирования о ресурсах получения психологической помощи.
Я как классный руководитель и мои родители беспокоимся, что наши дети могут увидеть в интернете жестокие или пикантные сцены, но и не нужную агитацию или пропаганду. Но это ведь не все неожиданные камни интернет пространства, поэтому важно вовремя ознакомить наших детей тонкостям информационной безопасности. Посещая городской центр выходного дня для родителей города ГЦДТ №1 «Родительские университеты», где обсуждаются все душещипательные темы о детях, на злобу дня, мои родители класса 5А МБОУ «СОШ №9» г. Набережные Челны попробовали предположить, какие угрозы подстерегают детей в интернет пространстве и как помочь их избежать?
Я как классный руководитель совместно с родителями пытаемся выяснить, с какими онлайн рисками подростки сталкиваются в повседневной жизни, а также привлечь внимание родительского комитета школы, учителей и широкой общественности к проблемам безопасности и защиты детей в Интернете. Пытаемся путем повышения стойкости и иммунитета детей к онлайн рискам, (в виде бесед, классных часов, совместных с психологами и заместителем директора по воспитательной работе проводим родительские собрания, библиотекари школы организуют лектории о вредоносных контентах).
Что опасного могут встретить дети в интернете
Предполагаемые угрозы:
•информация не по возрасту;
• привлечь к распространению наркотиков, предположив не замысловатую просьбу друзей из интернета: передать посылку, забрать пакет и др.;
• булинг (травля со стороны одноклассников и не только);
•обучение не традиционным способам нанесения вреда себе и друзьям, например, в 2022-2023 годах был популярен жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своему знакомому с якобы контролируемым удушением;
• контент негативного или асоциального характера, содержащий призывы к групповой агрессии, суициду, наркомании;
• взломы профилей и аккаунтов в соцсетях;
•риск попадание на сайты, содержащие информацию, наносящую вред неокрепшей психике ребенка.
•педофилия (растление при помощи фото или видео, может и предлагают к личной встрече под невинным предлогом, например показать байка).
• сайты содержащие сцены насилия .
Что может стать причиной попадания детей и особенно подростков в неприятные ситуации в интернете, связанные с агрессией, домогательствами, обманом. Их приглашают в закрытые чаты или сообщества, наблюдают за их поведением, а затем пытаются менять поведение в реальной жизни:
-обида, одиночество, осознание собственной ненужности, переживания, булинг и непонимания;
-в семье действительная или мнимая утрата любви родителей, безответное, неразделенное чувство влюбленности;
-переживания, связанные с обстановкой в семье;
-чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.
-боязнь позора, насмешек или унижения;
-страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), угроза или вымогательство; желание привлечь к себе внимание, подражание товарищам, кумирам, фильмов, следование «моде»; желание привлечь к себе внимание.
Поведение ребят зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции.
В период кажущихся проблем подростки начинают осваивать интернет пространство вокруг себя и не всегда имеют возможность правильно оценить информацию, которая помогла бы ему разобраться в собственных проблемах.
В повседневной жизни что нужно делать родителям и классному руководителю:
-наблюдайте за своими детьми постоянно и с интересом;
– какие сайты посещает, что там интересного;
-постарайтесь понять, что они чувствуют, как они мыслят;
-пробуйте поставить себя на их место;
-искренне интересуйтесь тем, что вовлекает их в игру, что им нравится в играх.
Классному руководителю и родителям необходимо понимать:
Что их детям нравится в играх или отдельных контентах? Какие игры или сайты сейчас современны? Как играть в эти игры, есть ли задания в реальной жизни? Сколько времени дети проводят, играя и общаясь? Когда их дети играют и посещают сайты? Где они играю: (дома- в какое время или в школе- на переменах)? С кем они играют или общаются? Кто их виртуальные «друзья»? Главное — не осуждайте и не ругайте ребёнка, если он увидел что-то не то, иначе появиться риск, что ребенок замкнётся, станет скрывать от нас происходящее, и мы не сможете ему помочь в случае реальной угрозы.
Нужно ли запрещать детям сидеть в интернете
Стоит ли пребывание ребёнка в сети регламентировать, каждая семья решает индивидуально, но важно иметь в виду, что маленьким детям там сидеть не зачем, кроме мультиков и развивающих игр, а вот школьнику интернет нужен для выполнения домашнего задания, для работы над творческими проектами (творческие проекты, исследовательские работы стоят во главе угла нашей программы по всем предметам).
Реальная и виртуальная жизнь очень взаимно связаны. Интернет предоставляет и детям, и родителям множество реальных способов реализовать необходимость в обучении, общении, творчестве, развлечении, интернет магазины- это реалии жизни, независимо от расстояний. Необходимо уделяйте больше внимания увлечениям своего ребёнка, проявлять интерес к компьютерным играм и социальным сетям, которые ему нравятся. Нужно постараться стать его другом в интернете. Наблюдать, но не контролировать.
Советы по безопасности, которые рекомендуем выполнять:
1. Стараемся поддерживать как можно более открытое общение внутри семьи и позитивное отношение к компьютерам. Обсуждаем с детьми их общение, друзей и действия в Интернете. в доверительной беседе пробуйте вывести ребенка на откровенность, есть ли что-то или кто-то в Интернете доставляет ребенку чувство неудобства или страха, может на собственных примерах и выход из ситуации.
2.Необходимо, чтобы ребенок знал, какую информацию не следует разглашать в Интернете.
3. Защитим наших детей от всплывающих окон с оскорбительным содержимым с помощью функции блокировки всплывающих окон, встроенных в браузер Internet Explorer.
4. Пробуем убеждать, чтобы дети никогда не соглашались на встречу с друзьями, с которыми они познакомились в Сети.
5. Беседуем с нашими детьми-подростками о содержимом в Интернете, предназначенном для взрослых, и порнографии, а также укажите им сайты, посвященные вопросам здоровья и сексуальности (если позволяет возраст).
6. Поможем детям защитить себя от спама. Рекомендуем детей-подростков никогда не давать свой адрес электронной почты при общении в Интернете, не отвечать на нежелательные почтовые сообщения и пользоваться фильтром электронной почты.
7. Мы должны знайте, какие сайты наши дети-подростки посещают чаще всего. Убедимся, что ребята не посещают сайты, содержащие оскорбительные материалы, и не публикуют свою личную информацию. Интересуемся в дружеской форме и с искренним интересом, за тем, какие фотографии публикуют ваши дети-подростки и их друзья.
8 Учим наших детей отзывчивости, этике и правильному поведению в Интернете. Они не должны использовать Интернет для распространения сплетен, клеветы или запугивания других.
9 . В семье дети должны спрашивать у вас, прежде чем совершать финансовые операции в Интернете, включая заказ, покупку или продажу товаров.
10. Обсуждаем с нашими детьми-подростками азартные игры в Интернете, а также потенциальные риски, связанные с ними. Напоминаем им о том, что азартные игры в Интернете являются незаконными.
Говоря о вреде, который может быть причинен ребенку в результате контакта с небезопасными медиа ресурсами, нужно помнить, что преимущественно ребенку наносится эмоциональный вред (расстройство, депрессия, страх и др.), психологический вред (стресс, зависимость, низкая самооценка, агрессия и пр.), а также социальный вред (остракизм, потеря друзей).
Таким образом, мы совместно с родителями пытаемся выяснить, с какими онлайн рисками подростки сталкиваются в повседневной жизни, а также привлечь внимание родительского комитета школы, учителей и широкой общественности к проблемам безопасности и защиты детей в Интенете. Пытаемся путем повышения стойкости и иммунитета детей к онлайн рискам, (в виде бесед, классных часов, совместных с психологами и заместителем директора по воспитательной работе проводим родительские собрания, библиотекари школы организуют лектории о вредоносных контентах). Последний путь особенно актуален, на наш взгляд, для родителей, учителей и воспитателей, так как именно на них лежит ответственность за развитие медиа грамотности детей и молодежи.
Что делать в случае обнаружения интернет – угроз вашему ребенку?
-попытаться установить достоверность информации об интернет – угрозе. Не принимать срочных жестких мер по проверке пребывания детей в группах и сетях!
-обратиться в образовательную организацию, где учится ребенок, в органы управления образованием или ближайшее отделение полиции.
-при обнаружении сайтов в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, или Роспотребнадзор.
-многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользоваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и общения, требуют признаний ребенка в том, в каких группах он состоит и немедленного выхода из всяких групп. Все это приводит к обострению конфликтов в семье, к росту взаимонепонимания, и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. А ведь именно отсутствие доверия в семье, в общении с близкими и значимыми людьми является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воздействиям, включая воздействие через Интернет.
-главное, что мы должны понимать, что даже самые жесткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту наших детей от нежелательных воздействий.
Вывод: будем ближе к своим детям!
Подводя итоги. Важно понимать, с какой целью мы презентуем себя
в Интернете, и важно знать, какие инструменты у нас есть для управления
своей репутацией. Если вы знаете, что вашей репутации грозит опасность, то
предпримите действия для профилактики негативных последствий заранее.
Думайте на шаг вперед! Необходимо помнить основные правила общения
в Интернете: 1. Пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»
работает и в интернет-пространстве. 2. Нельзя выкладывать в открытый
доступ то, что может навредить вашей репутации сейчас или в будущем.
По крайней мере, один или два раза в год нужно внимательно просматривать
всю информацию и контент своих профилей в социальных сетях. У вас будет
возможность обнаружить и удалить потенциально опасные для вашей
репутации фотографии и видео до того, как вы пойдете на собеседование
о приеме в институт, на стажировку, на работу и т. д. 3. Чтобы
контролировать, кто имеет доступ к вашей информации, необходимо делать
профиль закрытым. Если по каким-либо причинам вы не можете этого сделать
(например, это необходимо для вашей карьеры или продвижения проекта) —
еще строже оценивайте информацию, которую размещаете. 4. Ваши профили
в социальных сетях должны свидетельствовать о вашей ответственности.
Независимо от того, воспользуются ли ваши будущие работодатели поиском
или заглянут в ваш профиль в социальной сети, вероятность того, что они
захотят узнать о вас все, довольно велика. Иногда даже информация сугубо
личного характера, размещенная в профилях социальных сетей, может
послужить тревожным знаком для потенциального работодателя. 5. Нельзя
выкладывать информацию, когда вас переполняют эмоции. Все мы иногда
говорим и делаем такие вещи, о которых потом сожалеем. Тем не менее
остановитесь на минуту и задумайтесь о том, как ваши посты могут повлиять
на безопасность, чувства и душевное равновесие окружающих людей, пусть
это даже ваши знакомые, с которыми у вас в настоящее время напряженные
отношения. Публикация гневного сообщения может принести вам облегчение,
однако минутное удовольствие, которое вы получите от его публикации,
не стоит того потенциального вреда, который оно может причинить
Подводя итоги. Важно понимать, с какой целью мы презентуем себя
в Интернете, и важно знать, какие инструменты у нас есть для управления
своей репутацией. Если вы знаете, что вашей репутации грозит опасность, то
предпримите действия для профилактики негативных последствий заранее.
Думайте на шаг вперед! Необходимо помнить основные правила общения
в Интернете: 1. Пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»
работает и в интернет-пространстве. 2. Нельзя выкладывать в открытый
доступ то, что может навредить вашей репутации сейчас или в будущем.
По крайней мере, один или два раза в год нужно внимательно просматривать
всю информацию и контент своих профилей в социальных сетях. У вас будет
возможность обнаружить и удалить потенциально опасные для вашей
репутации фотографии и видео до того, как вы пойдете на собеседование
о приеме в институт, на стажировку, на работу и т. д. 3. Чтобы
контролировать, кто имеет доступ к вашей информации, необходимо делать
профиль закрытым. Если по каким-либо причинам вы не можете этого сделать
(например, это необходимо для вашей карьеры или продвижения проекта) —
еще строже оценивайте информацию, которую размещаете. 4. Ваши профили
в социальных сетях должны свидетельствовать о вашей ответственности.
Независимо от того, воспользуются ли ваши будущие работодатели поиском
или заглянут в ваш профиль в социальной сети, вероятность того, что они
захотят узнать о вас все, довольно велика. Иногда даже информация сугубо
личного характера, размещенная в профилях социальных сетей, может
послужить тревожным знаком для потенциального работодателя. 5. Нельзя
выкладывать информацию, когда вас переполняют эмоции. Все мы иногда
говорим и делаем такие вещи, о которых потом сожалеем. Тем не менее
остановитесь на минуту и задумайтесь о том, как ваши посты могут повлиять
на безопасность, чувства и душевное равновесие окружающих людей, пусть
это даже ваши знакомые, с которыми у вас в настоящее время напряженные
отношения. Публикация гневного сообщения может принести вам облегчение,
однако минутное удовольствие, которое вы получите от его публикации,
не стоит того потенциального вреда, который оно может причинить
Подводя итоги. Важно понимать, с какой целью мы презентуем себя
в Интернете, и важно знать, какие инструменты у нас есть для управления
своей репутацией. Если вы знаете, что вашей репутации грозит опасность, то
предпримите действия для профилактики негативных последствий заранее.
Думайте на шаг вперед! Необходимо помнить основные правила общения
в Интернете: 1. Пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»
работает и в интернет-пространстве. 2. Нельзя выкладывать в открытый
доступ то, что может навредить вашей репутации сейчас или в будущем.
По крайней мере, один или два раза в год нужно внимательно просматривать
всю информацию и контент своих профилей в социальных сетях. У вас будет
возможность обнаружить и удалить потенциально опасные для вашей
репутации фотографии и видео до того, как вы пойдете на собеседование
о приеме в институт, на стажировку, на работу и т. д. 3. Чтобы
контролировать, кто имеет доступ к вашей информации, необходимо делать
профиль закрытым. Если по каким-либо причинам вы не можете этого сделать
(например, это необходимо для вашей карьеры или продвижения проекта) —
еще строже оценивайте информацию, которую размещаете. 4. Ваши профили
в социальных сетях должны свидетельствовать о вашей ответственности.
Независимо от того, воспользуются ли ваши будущие работодатели поиском
или заглянут в ваш профиль в социальной сети, вероятность того, что они
захотят узнать о вас все, довольно велика. Иногда даже информация сугубо
личного характера, размещенная в профилях социальных сетей, может
послужить тревожным знаком для потенциального работодателя. 5. Нельзя
выкладывать информацию, когда вас переполняют эмоции. Все мы иногда
говорим и делаем такие вещи, о которых потом сожалеем. Тем не менее
остановитесь на минуту и задумайтесь о том, как ваши посты могут повлиять
на безопасность, чувства и душевное равновесие окружающих людей, пусть
это даже ваши знакомые, с которыми у вас в настоящее время напряженные
отношения. Публикация гневного сообщения может принести вам облегчение,
однако минутное удовольствие, которое вы получите от его публикации,
не стоит того потенциального вреда, который оно может причинить
Подводя итоги. Важно понимать, с какой целью мы презентуем себя
в Интернете, и важно знать, какие инструменты у нас есть для управления
своей репутацией. Если вы знаете, что вашей репутации грозит опасность, то
предпримите действия для профилактики негативных последствий заранее.
Думайте на шаг вперед! Необходимо помнить основные правила общения
в Интернете: 1. Пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»
работает и в интернет-пространстве. 2. Нельзя выкладывать в открытый
доступ то, что может навредить вашей репутации сейчас или в будущем.
По крайней мере, один или два раза в год нужно внимательно просматривать
всю информацию и контент своих профилей в социальных сетях. У вас будет
возможность обнаружить и удалить потенциально опасные для вашей
репутации фотографии и видео до того, как вы пойдете на собеседование
о приеме в институт, на стажировку, на работу и т. д. 3. Чтобы
контролировать, кто имеет доступ к вашей информации, необходимо делать
профиль закрытым. Если по каким-либо причинам вы не можете этого сделать
(например, это необходимо для вашей карьеры или продвижения проекта) —
еще строже оценивайте информацию, которую размещаете. 4. Ваши профили
в социальных сетях должны свидетельствовать о вашей ответственности.
Независимо от того, воспользуются ли ваши будущие работодатели поиском
или заглянут в ваш профиль в социальной сети, вероятность того, что они
захотят узнать о вас все, довольно велика. Иногда даже информация сугубо
личного характера, размещенная в профилях социальных сетей, может
послужить тревожным знаком для потенциального работодателя. 5. Нельзя
выкладывать информацию, когда вас переполняют эмоции. Все мы иногда
говорим и делаем такие вещи, о которых потом сожалеем. Тем не менее
остановитесь на минуту и задумайтесь о том, как ваши посты могут повлиять
на безопасность, чувства и душевное равновесие окружающих людей, пусть
это даже ваши знакомые, с которыми у вас в настоящее время напряженные
отношения. Публикация гневного сообщения может принести вам облегчение,
однако минутное удовольствие, которое вы получите от его публикации,
не стоит того потенциального вреда, который оно может причинить
Подводя итоги. Важно понимать, с какой целью мы презентуем себя
в Интернете, и важно знать, какие инструменты у нас есть для управления
своей репутацией. Если вы знаете, что вашей репутации грозит опасность, то
предпримите действия для профилактики негативных последствий заранее.
Думайте на шаг вперед! Необходимо помнить основные правила общения
в Интернете:
Подводя итоги. Важно понимать, с какой целью мы презентуем себя
в Интернете, и важно знать, какие инструменты у нас есть для управления
своей репутацией. Если вы знаете, что вашей репутации грозит опасность, то
предпримите действия для профилактики негативных последствий заранее.
Думайте на шаг вперед! Необходимо помнить основные правила общения
в Интернете:
Риски и угрозы жизни подростков, к сожалению, реальность сегодняшнего дня. Чтобы изменить эту реальность от взрослых требуется повышение чувствительности к проблемам подростков, усиление внимания к их чувствам, переживаниям. В условиях цифровых технологий и гаджетов детям часто не хватает простого человеческого общения, которое можем и должны дать им мы, взрослые. Проблема рисков и угроз жизни сложна и много аспектна. В целом, важен комплексный подход к решению проблем, связанных с резкими перепадами настроения, различными зависимостями (включая компьютерную)
Поэтому так важно быть чуткими к изменениям, которые происходят с ребенком.
Памятка для родителей:
1. Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
2. Помогите своим детям понять, что они не должны размещать в Сети информацию о себе: номер мобильного телефона, домашний адрес, номер школы, а также показывать фотографии (свои и семьи). Ведь любой человек может это увидеть и использовать в своих интересах.
3. Если ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в таких письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
4. Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные незнакомыми людьми. Эти файлы могут содержать вирусы или фото-, видеоматериалы непристойного или агрессивного содержания.
5. Объясните, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны самостоятельно, без взрослых встречаться с сетевыми друзьями, которых не знают в реальной жизни.
6. Постоянно общайтесь со своими детьми, рассказывайте, советуйте, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
7. Научите своих детей правильно реагировать, если их кто-то обидел в Сети или они получили/натолкнулись на агрессивный контент. Расскажите, куда в подобном случае они могут обратиться.
8. Убедитесь, что на компьютере, которым пользуются ваши дети, установлены и правильно настроены средства фильтрации.
Помните! Эти простые меры, а также доверительные беседы с детьми о правилах работы в Интернете позволят вам чувствовать себя спокойно, отпуская ребенка в познавательное путешествие по Всемирной сети.
Литература
- Федоров А. В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране / А. В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 414 c.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. М.: Издательский центр «Академия», 2002. • Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска». М., 1996.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва; 2003. URL: http:// umka.pw/Nachal/gippenreyter.pdf
- Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение, 1990. • Особенности обучения и психологического развития школьников 13–14 лет / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1988.
- Памятка для родителей: Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе.