Киселёва Гульнара Рашидовна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №57 «Соловушка» г. Альметьевска»
Число людей, изучающих английский язык, стремительно растет. Возрастной порог изучения английского языка снизился уже давно до дошкольного возраста. Сейчас все чаще стали задумываться о том, что раннее изучение иностранного языка позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс, благотворно влияет и на процесс обучения, и на развитие личности ребенка. Знание иностранных языков расширяет кругозор и позволяет чувствовать себя как дома в любой точке света. А какой родитель не желает своему ребенку развитого интеллекта и повсюду открытых дверей. Занятия иностранным языком положительно влияют и на знание родного языка. Исследования показали, что у двуязычных детей когнитивные способности развиваются лучше, чем у монолингвов. Как говорят специалисты, ребенку гораздо легче учить английский, дети буквально впитывают его. Дети открыты всему новому, а неподдельное любопытство подгоняет узнавать все больше и больше. Взрослым остается только направить энергию детей в нужное русло.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основной деятельностью при обучении теперь становится познание, а не преподавание. Основными целями обучения являются умение мыслить, умение аргументировать свои высказывания, умение решать проблемы, умение использовать свои накопленные знания.
По мнению ученых, период 5-6 лет идеален для формирования у ребенка активного словарного запаса. Английскую лексику лучше изучать по определенным темам в игровой и занимательной форме, так как игра не только самое главное в жизни ребенка, это единственный способ научить дошкольника чему-либо. Просто выучить назубок английские слова, этого еще недостаточно. Необходимо разработать специальные коммуникативные упражнения, где эти навыки будут применяться в ситуациях общения. Очень хорошо сделать это через математические игры, и как точно сказал физик Н.Бор: «Математика – это больше, чем наука, это – язык». Упражнение в математике приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность, ясность и обстоятельность высказываний, требует воображения и интуиции. Поэтому и был составлен цикл занятий по формированию математических представлений с изучением английского языка.
Целью занятий – формирование у дошкольников способов умственной деятельности, способствующих развитию мышления и совершенствование коммуникативных умений. Главная задача – вызвать интерес, как к языку, так и к математическим упражнениям, благодаря чему у детей появится возможность расширить свой кругозор, получая опыт его практического применения.
Содержание занятий построено таким образом, что математический материал (количество, форма, величина, размер, цвет) строится на основе последовательного использования игровой, предметно-практической и речевой деятельности на английском языке. Занятия направлены на быстрое и качественное овладение разговорным английским языком (правильно называть цвет, размер, геометрические фигуры, количественный и порядковый счет, состав числа из двух меньших), то есть языковое содержание берется из простого и доступного материала для детей дошкольного возраста.
Изучение языка начинается с восприятия на слух и умения повторить. Поэтому, на каждом занятии дети учатся понимать на слух и употреблять новые лексические единицы через языковые упражнения: речевые разминки, речевые рифмовки, речевые упражнения. Любое новое слово должно тут же подкрепляться наглядным образом, и в этом хорошо помогает игра. Для тренировки новых слов используются различные игры (подвижные игры с мячом, флажками, геометрическими фигурами) и универсальные дидактические материалы: игровизоры, счетные палочки Кьюизенера, логические блоки Дьенеша. Большинство заданий связано с ориентацией в пространстве и на плоскости и требует активизации наглядно-образного мышления, внимания и памяти. Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для этого используются игры и упражнения, в которых знакомые слова повторяются в различных сочетаниях и ситуациях.
Большое значение при изучении английского языка имеет заучивание наизусть стихотворений, физминуток, поскольку лексический материал, организованный в звучных рифмовках не только легко заучивается детьми, но и длительное время хранится в памяти. Как дополнение (вне занятий) можно использовать просмотр видео-фрагментов, слушание песен, воспринимая таким образом оригинальную английскую речь. Интеграция содержания используемых игр позволяет использовать смену различных видов деятельности, меняться местами или ролями в процессе игры. Большинство заданий выполняется в парах, дети учатся активно слушать и решать возникающие разногласия, тем самым приобретая навыки сотрудничества и межличностного общения.
Предложенные задания успешно развивают самостоятельность, творчество и умственные способности, что содействует процессу активного овладения знаниями. И следует отметить, что все они (несмотря на их большой объем) направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков, умение выразить себя. И такое обучение через деятельность – learning through doing, то есть интеграция знаний английского языка через формирование математических представлений позволяет успешно поддерживать мотивацию и интерес к иностранному языку. А самое главное – дети играют с интересом и удовольствием, легко вовлекаются в процесс, без проблем осваивая важные языковые навыки. А это значит, лучше познают мир, лучше узнают себя, близких и становятся уверенными в себе.
Занятие № 1
Цель: научить детей понимать на слух и употреблять новые лексические единицы : числительные one, two, three, four, five; цвет – red, yellow, green, blue, brown ; соотносить цифру и цвет со звуковым образом слова; последовательно считать в прямом и обратном направлении от1 до 5;называть новые лексические единицы изолированно, развивать восприятие и эмоциональную сферу.
Материал: карточки с изображением цифр, цветные счетные палочки Кьюизенера, бубен, мяч.
Ход занятия: Показывается коробка с цветными счетными палочками Кьюизенера. Ой, ребята, тут кто-то шушукается:
Мы не простые палочки –
Мы палочки – считалочки.
Надоело нам молчать,
Нам не терпится считать,
Ах, как хочется считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
А здесь еще и коробка с логическими блоками. А вы знаете, кто придумал эти интересные игры?
Бельгийский математик Х.Кюизенер и венгерский ученый З.Дьенеш. Жили они в Бельгии и в Венгрии. И Бельгия, и Венгрия – это государства, которые находятся в Европе.
***
А вы знаете, дети, был случай такой,
Ехали люди с работы домой.
Ехали, ехали – вдруг чудеса,
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где наша улица, где же наш дом.
Все перепуталось, все заблудилось,
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
***
– А вы знаете, в каком государстве живете? И на каком языке разговариваете? (ответы детей). В Европе много различных государств, и говорят там на разных языках. Но есть такой язык, на котором можно общаться в любой стране. Это – английский язык, и он считается международным.
– А кто из вас хочет поехать в Европу? – поднимите правую руку. А кто хочет поехать в Азию? – поднимите левую руку. Тогда вам следует научиться английскому языку – помашите обеими руками. А помогут нам в этом и цветные палочки, и геометрические блоки, и, конечно же, наша дружба.
***
В нашей группе все друзья –
Я, ты, он, она.
Помаши соседу слева,
Помаши соседу справа.
Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа.
Все мы дружная семья –
Я, ты, он, она.
***
1. Разучивание рифмовки ( счет от1до 5)
Слон уселся на диван
Единица – это one.
Поезд нам сказал: ту-ту
Два сигнала – это two.
А три киски, посмотри,
Три сосиски съели – three.
Ворон сел на светофор
И сказал : «Четыре –four.
Поросята пляшут джайв,
Пять подскоков – это five.
Игра «What’s the number?»
Дети сидят на ковре, у педагога карточки с цифрами. Указывая на цифру, педагог задает вопрос: «What’s the number?». Дети по очереди называют изображенные на карточках цифры.
Игра «What is missing?»
Close your eyes – дети закрывают глаза, а педагог прячет одну цифру.
Open your eyes – дети открывают глаза и угадывают недостающую цифру.
В следующий раз роль ведущего передается детям, и они должны четко произносить все команды.
2. Разучивание рифмовки (цветовое восприятие)
У меня сомнений нет
Красный цвет, конечно –red/
Облизнувшись, кошка съела
Желток желтый. Желтый – yellow.
А у елки цвет один
По-английски просто – green.
Я по городу люблю
Бегать в джинсах цвета – blue.
А медведь по кличке Бравый
Выбрал цвет себе он – brown.
Игра «What’s the colour?»
Дети строят лестницу из палочек Кьюизенера, выкладывая палочки по росту. Выбирая любую палочку, педагог спрашивает: «What’s the colour?» Дети отвечают: «It is green». Далее игра продолжается в парах: один из игроков , выбирая палочку, четко задает вопрос, а другой правильно называет цвет. Потом игроки меняются ролями.
Игра «What is missing?»
На ковре построена лесенка из палочек Кьюизенера. Ведущий говорит:
«night» – дети закрывают глаза, а педагог прячет одну палочку.
«Day» – дети открывают глаза и угадывают, какого цвета не хватает.
Далее роль ведущего передается детям.
3.Дети встают в круги повторяют за педагогом слова и движения:
One, two – хлопают в ладоши.
I and you -показывают друг на друга.
Three, four – хлопают в ладоши.
Wave and go – машут руками и уходят.
Занятие №2
Цель: научить детей понимать на слух и употреблять новые лексические единицы: числительные six, seven, eight, nine, ten; цвет – grey, pink, black white, orange; mother, father, brother, sister,baby; соотносить цифру и цвет со звуковым образом слова; считать в прямом и обратном направлении от 1 до 10; развивать внимание и память.
Материал: карточки различного цвета, цветные счетные палочки Кьюизенера, мяч.
Ход занятия:
- Разучивание рифмовки ( счет от 5 до 10)
Мышки варят сырный микс
Из шести кусочков –six
Кролик занялся посевом –
Семь конфет посеял –seven
Бегемот залез на скейт,
Восемь раз свалился –eight
Ну-ка, волк, запоминай,
По- английски девять –nine
Кот покрасил десять стен,
Получилась цифра –ten.
Игра «Убери число»
Сначала дети строят числовую лесенку из палочек Кьюизенера, вспоминая цвет и число каждой палочки:
Первая – это белый листок,
Вторая – розовый лепесток,
Третья – как голубой океан,
Четвертая, словно красный тюльпан,
Пятая – яркий солнечный свет,
Шестая – фиолетовый яркий букет,
Седьмая – черный пушистый кот,
Восьмая – вкусный бордовый компот,
Девятая – синий мой мячик,
Десятая – оранжевый зайчик.
Потом «поднимаются» и «спускаются» по лестнице, считая по- английски Палочки играли, играли, устали и хотят к себе домой. Внимательно слушая педагога, дети убирают все палочки по одной в коробку.
– уберите палочку, которая говорит: «Меня зовут два»;
-put away the stick named two;
Игра «Спрятанные числа»
На ковре лежат карточки разных цветов, уже знакомых детям. Ребенок выбирает свой любимый цвет, называет его по-английски, берет эту карточку и переворачивает ее. На обратной стороне изображена цифра, которую надо назвать по-английски. Например: I like green. It is seven.
2. Разучивание рифмовки (цветовое восприятие)
Цвет волков и мышей
По- английски будет –grey.
Поросенок с кличкой Линк
Носит шкуру цвета pink.
Очень черный, негр Джек
Черный по-английски – black.
Этот цвет зимой бывает
Называется он –white.
Уверен, ты запомнишь,
Оранжевый цвет –orange.
Игра «Цветные палочки»
У детей цветные палочки Кьюизенера. Педагог задает вопросы, а дети показывают нужный цвет и называют его по-английски. Ответ нужно дать как можно быстрее. На некоторые вопросы может быть несколько правильных ответов.
– какого цвета трава?
– какого цвета небо?
– какого цвета может быть солнце?
– какого цвета не могут быть елки?
– какого цвета могут быть цветы?
-какого цвета не бывают овощи?
-если собаку зовут Белка, какого цвета ее шерсть?
– какого цвета не могут быть лепестки у ромашки?
– какого цвета может быть море?
– какого цвета может быть радость?
3. Разучивание пальчиковой гимнастики:
This is our mummy,
This is our daddy,
This is our brother tall,
This is our sister,
This is our baby,
Oh, I love them all.
4. Речевая рифмовка на прощание
One, two
I and you.
Three, four
Wave and go.
Занятие №3
Цель: научить детей понимать на слух и употреблять новые лексические единицы: цвет – golden, silver, dark, light; величина – big, little, small; внутри – into to; тренировать в прямом и обратном счете от 1 до 10, в умении находить место числу в числовом ряде; развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определенному признаку, знакомить с отрицанием, развивать внимание и память.
Материал: счетные палочки Кьюизенера, геометрические фигуры разного цвета и размера, два обруча разного цвета.
Ход занятия:
1.Речевая разминка (рифмовка «Слон уселся на диван…)
Игра «Угадай число»
Сначала дети строят числовую лесенку из палочек Кьюизенера, считают в прямом и обратном направлении от 1 до 10 по-английски. Далее делятся на пары: педагог, проходя по кругу, рисует фломастером на руке у каждого игрока точку определенного цвета и детям, нужно, не говоря ни слова, найти свою пару. Первый игрок указывает на любую палочку из лесенки и спрашивает: « what number is it?» Второй игрок должен назвать число: «it is six.» Потом игроки меняются ролями.
Подвижная игра «По порядку становись!»
У детей в руках по одной палочке Кьюизенера, по сигналу каждый должен найти свое место в числовом ряду. Педагог со своей палочкой может встать не на свое место (проблемная ситуация). Даются следующие команды:
-make a line from one to ten;
-make a line from ten to one;
2. Речевая разминка (У меня сомнений нет…)
Игра с палочками Кьюизенера «Угадай цвет».
Сначала педагог берет любую палочку и спрашивает: « Is it green?» Дети отвечают или утвердительно: « Yes, it is» или отрицательно: « No, it is not». Потом игра продолжается в парах: один из игроков спрашивает, а другой отвечает. Например:
– Is it red?
– Yes, it is red.
– No, it is not red. It is blue.
3. Разучивание рифмовки (большой-маленький)
Слон огромный, как скала
Это значит, big – всегда
Ну а мышка, ох мала
По-английски была – little.
Если б стала со слона
Кошку съела бы она.
Игра «Два обруча» (с геометрическими фигурами)
Педагог кладет на пол два обруча и просит детей положить внутрь желтого обруча все большие красные фигуры, а в красный обруч все маленькие фигуры и повторяет по-английски:
– put the big red shapes into the yellow hoop;
– put a small shapes into the red hoop;
4.Речевая рифмовка на прощание ( one, two…).
Занятие №4
Цель: научить детей понимать на слух и употреблять новые лексические единицы: толстый – thick, тонкий – thin; направления – forward – вперед, назад – back ; тренировать в употреблении ранее усвоенных лексических единиц; упражнять в счете в пределах 10, учить называть « соседей» названных чисел, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать внимание и логическое мышление.
Материал: карточки с цифрами и точками для игры « Покажи соседей», цифры, логические блоки Дьенеша, геометрические фигуры разного цвета, мешочек.
Ход занятия:
1. Речевая разминка (Слон уселся на диван…)
Игра с мячом «Кто знает, тот по-английски дальше считает».
Дети стоят по кругу. Водящий кидает мяч одному из игроков и называет любое число, а поймавший мяч должен назвать следующее за ним число. Аналогично, проводится игра на счет в обратном направлении.
Игра « Покажи соседей числа».
У детей карточки следующего вида:
2 |
|
Они выбирают из набора нужные им цифры, выкладывают и рассказывают по одному, что получилось. Если все сделано правильно, остальные дружно хлопают.
Подвижная игра «Повтори число».
Ведущий называет вразнобой числа, дети должны их повторять, выполняя заранее обговоренные условия. Например, если ведущий скажет «два» – хлопнуть над головой, если скажет «пять» – топнуть, если скажет «семь» – присесть на корточки.
– three
– two ( хлопают)
– six
– seven ( приседают)
– six
– five (топают)
2. Речевая разминка (У меня сомнений нет…).
Подвижная игра «Шаг вперед и шаг назад».
Каждый ребенок вытаскивает из мешочка одну фигуру и дети с фигурами становятся в одну шеренгу. По сигналу педагога выполняют действия :
- The big red shapes, make one step forward;
- The small green shapes, make one step back;
- The yellow shapes, make one step back;
- The big blue shapes, make one step forward;
3.Разучивание рифмовки (толстый – тонкий)
Так и лезет ко мне в рот
Этот вкусный бутерброд.
Если толстый – значит thick,
Ну, а тонкий – это thin.
Игра «Слушай внимательно – бери быстро».
Педагог раскладывает по кругу логические блоки Дьенеша. Дети идут под музыку, как только музыка смолкает, педагог называет геометрическую фигуру. Например:
- Pick up a big thin red shape;
- Pick up a small thick blue shape;
Тот, кто стоит к ней ближе, пытается взять ее быстрее всех. Фигуру убирают, игра продолжается.
4. Речевая рифмовка на прощание (One,two…).
Занятие№5
Цель: научить детей понимать на слух и употреблять новые лексические единицы: длинный – короткий, long – short, длиннее – короче, longer – shorter; дни недели – Sunday, Monday Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday; тренировать в употреблении ранее усвоенных лексических единиц, закреплять умение отличать геометрические фигуры по их свойствам; развивать быстроту реакции, наблюдательность, координацию движений.
Материал: счетные палочки Кьюизенера, мяч.
Ход занятия:
1. Речевая разминка (Слон уселся на диван….)
Игра в парах «What’s the number?».
Сначала строят лестницу из палочек от 1до 10. Затем один из игроков выбирает одну палочку и спрашивает: «What number is it?», а другой называет число: « It is nine».
Игра «Повтори быстрее»
Дети повторяют за педагогом все слова, которые он будет говорить, но с условием – повторять нужно только те слова, в паре с которыми будет сказано слово «повтори». Игра должна проходить в быстром темпе. Если ребенок собьется, он будет хлопать в ладоши. Например :
– повтори «thin»
– повтори «thick»
-произнеси «long»
– повтори «long»
– скажи «short»
– произнеси «short»
-прошепчи «long»
2. Речевая разминка (У меня сомнений нет…).
Игра в парах « What’s the colour?».
У детей цветные палочки Кьюизенера. Один из игроков показывает одну палочку и спрашивает: « What’s the colour?» , другой называет ее цвет: « It is violet.» .
3.Разучивание рифмовки (длинный – короткий)
Возле дома с давних пор
На столбах висит забор
Если длинный, значит – long,
А короткий – это short.
Подвижная игра «Слушай внимательно – бери быстро».
Педагог раскладывает по кругу палочки Кьюизенера. Дети идут под музыку, как только музыка смолкает, педагог говорит:
– pick up a stick which is longer than the red one;
– pick up a stick which is shorter than a black one;
-pick up a stick which is longer than an orange one;
-pick up a stick which is shorter than a white one;
Нужно быстрее найти соответствующую палочку и взять ее. Далее палочки убираются, и игра продолжается.
4.Разучивание рифмовки (дни недели).
Сутки – это день недели.
Их в неделе семь.
Дней недели семь,
Это ясно всем.
Мы их повторяем
И запоминаем: (показывают с движениями)
We dance on Sunday, (танцуют)
We work on Monday, (работают)
We read on Tuesday, (читают)
We write on Wednesday, (пишут)
We count on Thursday, (считают)
We speak on Friday, (разговаривают)
And we play on Saturday. (играют)
5. Речевая рифмовка на прощание (One, two…).
Занятие №6
Цель: научить детей понимать на слух и употреблять новые лексические единицы: направления – левый – left, правый – right, середина – middle; геометрические фигуры – circle, oval, square , увеличить на 1 – increase by one; тренировать в употреблении ранее усвоенных лексических единиц, упражнять в ориентировке в пространстве, в умении увеличивать число на 1.
Материал: счетные палочки Кьюизенера, логические блоки Дьенеша, мяч, мешочки с песком.
Ход занятия:
1. Речевая разминка (Слон уселся на диван…
Игра с мячом «Увеличь на 1»
five increase by one, eight increase by one,…
2. Речевая разминка (У меня сомнений нет…).
Игра «Разноцветные поезда»
– Нам предложили перевезти груз, на чем можно это сделать? Отгадайте загадку:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
Детям предлагается составить поезда из вагонов так, чтобы:
– желтый вагон был в середине, красный слева от него, а синий справа;
– the yellow wagon is in the middle, the red wagon is on the left side of the yellow and the blue one is on the right side;
– the black wagon is in the middle, the orange wagon is on the left and the pink wagon is on the right;
3. Разучивание рифмовки (геометрические фигуры).
Со всех сторон он круглый
А по-английски – circle,
А если он, как огурец,
То называют – oval.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Square – квадрат.
Подвижная игра «Самый меткий».
На полу по кругу лежат логические блоки Дьенеша. Дети выстраиваются в шеренгу, получают мешочки с песком и по очереди кидают мешочек в круг. Кто попал в круг, называет правильно фигуру, например « a red big square» и берет ее себе. Круг постепенно сужается с каждой фигурой. Побеждает тот, кто попадет в круг из трех фигур.
4. Разучивание стихотворения (левый-правый)
How many fingers do you have?
Five on my right hand,
Five on my left hand,
How many fingers do I have?
How many toes do you have?
Five on my right foot,
Five on my left foot,
How many toes do I have?
5. Речевая разминка на дни недели (We dance on Sunday….)
6. Речевая рифмовка на прощание (One, two…).
Занятие№7
Цель: научить детей понимать на слух и употреблять новые лексические единицы: геометрические фигуры – corner, triangle, rectangle; над – above, под – bellow, верхний – upper, нижний – lower; уменьшить на 1 – decrease by one; упражнять в ориентировке в пространстве, в умении уменьшать число на 1; закреплять свойства геометрических фигур; развивать логическое мышление, быстроту реакции.
Материал: геометрические фигуры разного цвета и размера, мяч, минифланелеграфы,
Ход занятия:
1. Пальчиковая гимнастика (This is our mummy…)
Игра с мячом «Уменьши на 1»:
seven decrease by one, nine decrease by one…
2. Речевая разминка на повторение ( Со всех сторон он круглый…)
3. Разучивание рифмовки (геометрические фигуры)
Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик,
Это corner – угол может.
Три вершины, три угла,
Triangle – это я.
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
Получился прямоугольник.
Ты, конечно, с ним знаком
Rectangle – это он.
4. Игра «Собери картину»
У детей – минифланелеграфы и наборы геометрических фигур. Из геометрических фигурок можно сделать много интересных картин. Покажите, пожалуйста, как у вас может это получится. Играют в парах, помогая друг другу.
– put a red square in the middle of a picture;
– put one not red oval above the square;
– put red or yellow circle bellow the square;
– put a green triangle on the left side of the square;
– put one not white rectangle on the right side of the square;
– put any two circles in the upper right corner;
– put any one rectangle in the upper left corner;
– put any two oval in the lower right corner;
– put any one triangle in the lower left corner;
Теперь ваши работы можно сфотографировать и отправить на выставку.
5. Подвижная игра «Инти-инти-интерес»
«Ехала машина темным лесом» – говорит водящий, дети двигаются, изображая машину;
«За каким-то интересом» – говорит водящий и отворачивается, а дети в это время берут одну фигуру и прячут ее за спиной;
«Инти-инти-интерес» – говорят хором дети;
«Выходи – a red small square» – говорит водящий;
Все, у кого есть красный маленький квадрат, выходят вперед. Кто запутался, становится водящим.
6. Речевая рифмовка на прощание (One, two…)
Занятие №8
Цель: научить детей понимать на слух и употреблять новые лексические единицы: порядковые числительные – the first, the second, the third, the fourth, the fifth, the sixth, the seventh, the eighth, the ninth, the tenth, математические действия – plus, minus, equals ; закрепить состав числа три из двух меньших чисел; упражнять в порядковом счете от 1 до 10, в ориентировке в пространстве, развивать логическое мышление и быстроту реакции.
Материал: счетные палочки Кьюизенера, геометрические фигуры, минифланелеграфы, изображения морковок и зайцев, наборное полотно, цифры.
Ход занятия:
1. Разучивание порядковых числительных.
Дети строят числовую лесенку от 1 до 10 из палочек Кьюизенера. Педагог знакомит с порядковым номером каждой палочки, а дети называют ее цвет:
– the first stick is…. white;
– the second stick is…. pink;
– the third stick is…. light-blue;
– the fourth stick is…. red;
– the fifth stick is…. yellow;
– the sixth stick is…. violet;
– the seventh stick is…. black;
– the eighth stick is…. vinouse;
– the ninth stick is…. blue;
– the tenth stick is orange;
Игра « What’s colour?»
- What’s colour is in the first place? The first stick is white. In the fifth place? In the second place?…
2. Состав числа три.
На наборном полотне изображения двух зайцев, на подносе лежат три морковки. Педагог просит детей помочь зайцам разделить эти морковки между собой. Приглашается двое детей: один придумывает, как это сделать и раздает морковки зайцам, а другой рассказывает, сколько морковок получил один заяц и сколько другой и выкладывает цифры на наборном полотне. Потом приглашается другая пара детей. Дети рассказывают, из каких двух меньших чисел можно получить число три:
- One plus two is three;
- Two plus one is three;
- Three plus zero is three;
Игра «Разноцветные поезда»
Цифра 3 приглашает нас в гости на своем поезде. Положите перед собой палочку, которую зовут «три». Но нас много, и в одном поезде мы не поместимся. Что делать? Давайте составим поезда такой же длины из двух вагонов и расскажем, что у нас получится:
– white and pick wagons; 1+2=3
– pick and white wagons; 2+1=3
3. Игра «Собери картину».
У детей минифланелеграфы и наборы геометрических фигур.
– put the big square in the middle of the picture;
– put the small circle above the square;
– put the big rectangle bellow the square;
– put the small triangle on the left side of the square;
– put the big oval on the right side of the square;
– put the small red oval in the upper right corner;
– put the big green triangle in the upper left corner;
-put the small yellow rectangle in the lower right corner;
– put the big blue circle in the lower left corner.
4. Подвижная игра «Инти-инти-интерес» с логическими блоками Дьенеша.
5. Речевая рифмовка на прощание (one, two…)
Занятие №9
Цель: научить детей понимать на слух и употреблять новые лексические единицы: форма – form, цвет – colour, размер – size изменить – change, толщина –thickness, последний – the last of, остальные – the rest of; закрепить состав числа четыре из двух меньших чисел; упражнять в порядковом счете, в ориентировке в пространстве; развивать умение выделять существенные признаки.
Материал: счетные палочки Кьюизенера, минифланелеграфы, мяч, изображения белочек и яблок, логические блоки Дьенеша, маленькие игрушечные машинки.
Ход занятия:
1. Речевая разминка про дни недели (We dance on Sunday…)
2. Игра с палочками «Собери гирлянду»
– положи в ряд пять палочек, первая и последняя – красные, остальные – желтые;
– make a line using 5 sticks so the first and the last sticks are red, the rest of are yellow;
– make a line using 7 sticks so the second and the fourth sticks are black, the rest of are blue;
– make a line using 9 sticks so the orange stick is in the middle, the violet on the left side of the orange, the yellow on the right side;
3. Состав числа четыре.
На наборном полотне изображения двух белочек, на подносе лежат четыре яблока. Педагог просит детей помочь белочкам разделить эти яблоки между собой. Приглашается двое детей: один придумывает, как это сделать и раздает яблоки белочкам, а другой рассказывает, сколько яблок получила одна белочка и сколько другая и выкладывает цифры на наборном полотне. Потом приглашается другая пара детей. Дети рассказывают, из каких двух меньших чисел можно получить число четыре:
- Three plus one is four;
- One plus three is four;
- Two plus two is four;
- Four plus zero is four;
Игра «Разноцветные поезда» (аналогично составу числа три) со счетными палочками Кьюизенера.
-blue and white wagons; 3+1=4
– white and blue wagons; 1+3=4
– pink and pink wagons; 2+2=4
4. Игра «Замени фигуру по признаку»
У каждого игрока маленькая игрушечная машинка с геометрической фигурой (логическим блоком Дьенеша). Машины будут везти фигуры и останавливаться на остановках:
– остановка «Form» – На этой остановке игроки должны поменять у фигуры форму;
– остановка «Colour» – На этой остановке игроки должны поменять у фигуры цвет;
– остановка «Size» – На этой остановке поменять размер фигуры;
– остановка «Thickness» – На этой остановке поменять толщину фигуры
5. Речевая рифмовка на прощание (One,two….)
Занятие №10
Цель: упражнять в употреблении ранее изученных лексических единиц, в ориентировке в пространстве; познакомить с составом числа пять; закрепить свойства геометрических фигур; развивать коммуникабельность, внимание.
Материал: наборы геометрических фигур, флажки, минифланелеграфы, магнитные цифры.
Ход занятия:
1.Речевая разминка про геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
Игра «Тактильный телефон»
Дети стоят спиной друг к другу. Педагог последнему в колонне ребенку рисует на спине фигуру, ребенок рисует ту же фигуру на спине следующему и т.д. Первый в колонне бежит и приносит из корзины ту фигуру, которую ему нарисовали.
2. Подвижная игра «Пройди в ворота» (состав числа 3)
У детей в руках разное количество флажков. Нужно найти себе такую пару, чтобы вместе получилось три флажка. Та пара, которая справится быстрее всех, становится «воротами» и поднимает руки, а остальные пары проходят через ворота, обязательно проговаривая: « Two plus one is three». Аналогично, проводится игра на состав числа четыре.
3.Состав числа пять.
На подносе лежат пять геометрических фигур: три маленьких синих квадрата, один маленький синий круг, один большой красный круг. Представьте себе, что это – конфеты, и их нужно разделить на две кучки (группы, множества). По каким признакам можно их разделить? (цвет, форма, размер). Приглашается двое детей: один делит конфеты на две группы, а другой выкладывает цифры на магнитной доске, считая количество конфет в каждой группе. Потом приглашается другая пара детей. Дети рассказывают, из каких двух меньших чисел можно получить число пять.
- Four plus one is five; (по размеру)
- One plus four is five; ( по цвету)
- Three plus two is five; (по форме)
Игра «Разноцветные поезда» со счетными палочками Кьюизенера (аналогично составу числа три).
- red and white wagons; 4+1=5
- white and red wagons; 1+4=5
- blue and pink wagons; 3+2=5
- pink and blue wagons; 2+3=5
4. Игра «Собери картину»
У детей пеналы с геометрическими фигурами и минифланелеграфы. Составьте картину так:
– put one square in the middle of the picture;
– put two circles above the square;
– put two circles bellow the square;
– put one rectangle on the left side of the square;
– put one triangle on the right side of the square;
– put three circles in the upper right corner;
– put three ovals in the lower left corner;
– put three ovals in the upper left corner;
– put three circles in the lower right corner.
5. Речевая рифмовка на прощание (One, two…)
Занятие №11
Цель: упражнять в употреблении ранее изученных лексических единиц, в ориентировке в пространстве; закрепить состав числа пять из двух меньших чисел, порядковый счет от 1до 10, последовательность дней недели, свойства геометрических фигур; развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции.
Материал: счетные палочки Кьюизенера, флажки, мяч,
Ход занятия:
1.Постройте числовую лесенку от 1 до 10 из палочек Кьюизенера.
– посчитайте по-порядку: the first, the second,…
– Show us the fifth stick, the seventh stick,…
– what number is the red stick? The red stick is the fourth. The yellow stick?…
2. Игра с палочками Кьюизенера «Собери гирлянду»
– make a line using 7 sticks so the black stick is in the middle, the red sticks are on the left side of the black, the yellow sticks are on the right;
– make a line using 8 sticks so the first and the last sticks are white, the rest are light-blue;
– make a line using 6 sticks so the third and the sixth sticks are pink, the rest are blue;
3. Подвижная игра «Пройди в ворота» с флажками (закрепление состава числа пять).
Проходя через ворота, дети проговаривают:
– four plus one is five;
– three plus two is five;
– five plus zero is five; (тот, у кого 5 флажков)
4. Игра «Отвечай быстро» (признаки предметов)
Педагог кидает мяч ребенку и произносит название цвета (формы, размера, толщины). Ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет, обладающий этим признаком. Например:
red – помидор, яблоко, карандаш, звезда…..
big – слон, дом, пирог, кран…..
thin – лист, блин, волос,паутина….
5. Речевая разминка (дни недели)
6. Речевая рифмовка на прощание (One, two…)
Занятие №12
Цель: научить детей понимать на слух и употреблять новые лексические единицы: пятиугольник – pentagon, шестиугольник – hexagon ; познакомить с составом числа шесть из двух меньших чисел; закрепить свойства геометрических фигур, ориентировку в пространстве.
Материал: логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кьюизенера, магнитные цифры, геоконт Воскобовича с резинками (на каждого ребенка).
Ход занятия:
1. Речевая разминка (левый, правый)
2. Разучивание считалки ( количественный счет от 1до 5):
One, one, one
Little dogs run
Two, two, two
Cats see you.
Three, three, three
Squirrels on the tree.
Four, four, four
Toys on the floor.
Five, five, five
Planes in the sky.
3. Состав числа шесть.
На подносе лежат шесть блоков Дьенеша: два красных толстых больших треугольника, один толстый большой красный квадрат, один маленький толстый красный квадрат, один маленький синий толстый квадрат, один маленький синий тонкий квадрат. Представьте себе, что это – кирпичики и их нужно разделить на две кучки (группы, множества). По каким признакам можно их разделить? (цвет, форма, размер, толщина). Приглашается двое детей: один делит кирпичики на две группы, а другой выкладывает цифры на магнитной доске, считая количество кирпичиков в каждой группе. Потом приглашается другая пара детей. Дети рассказывают, из каких двух меньших чисел можно получить число шесть:
– four plus two is six; (по форме)
– three plus three is six; (по размеру)
– two plus four is six; ( по цвету)
– five plus one is six; ( по толщине)
Игра «Разноцветные поезда» со счетными палочками Кьюизенера (аналогично составу числа три):
– red and pink wagons; 4+2=6
-pink and red wagons; 2+4=6
– light-blue and light-blue wagons; 3+3=6
– yellow and white wagons; 5+1=6
– white and yellow wagons; 1+5=6
4. Разучивание рифмовки:
На мяче футбольном нашем
Черным цветом он закрашен,
Пять углов и пять сторон,
Пятиугольник – pentagon.
Для пчелы фигуры этой
В целом мире лучше нету.
Шесть углов и шесть сторон
Шестиугольник – hexagon.
5. Игра « Как меня зовут?»
У детей на столах – геоконты с резинками. Отгадывая загадку, нужно составить соответствующую фигуру с помощью резинок.
-у меня 4 стороны и 4 угла, и все они равны (square)
– у меня 3 угла и 3 стороны (triangle)
– у меня 4 стороны и 4 угла, но равны только противоположные (rectangle)
– у меня 5 сторон и 5 углов (pentagon)
– у меня 6 сторон и 6 углов (hexagon)
– а у меня нет углов, и я похож на тарелку (circle)
6. Речевая рифмовка на прощание (One, two…)
Занятие №13
Цель: упражнять в закреплении ранее изученных лексических единиц; закрепить состав числа шесть, последовательность дней недели, количественный счет от1до 10, свойства геометрических фигур; развивать быстроту реакции, наблюдательность, внимание, координацию движений.
Материал: счетные палочки Кьюизенера, флажки, логические блоки Дьенеша.
Ход занятия:
1. Пальчиковая гимнастика (This is our mummy…)
Подвижная игра «Пройди в ворота» с флажками (закрепление состава числа шесть). Проходя через ворота, дети проговаривают:
– five plus one is six;
– four plus two is six;
– three plus three is six;
– six plus zero is six (тот, у кого шесть флажков).
2. Разучивание считалки (количественный счет от 5 до 10):
Six, six, six,
Two short sticks
Seven, seven, seven
Here is a raven.
Eight, eight, eight
Hen is in the plate.
Nine, nine, nine
Apple is very fine.
Ten, ten , ten
Catch me if you can.
3. Путешествие на поезде:
Детям предлагается выложить «поезд» из палочек Кьюизенера в порядке увеличения размеров «вагонов» – от самого короткого до самого длинного и ответить на вопросы диспетчера:
– what number is the red stick? (the fourth)
– what number is the stick on the right side ? on the left side?
– what colour is the fifth stick? The sixth stick?…
Для того, чтобы приобрести билеты у кондуктора нужно приготовить разменные монеты (счетные палочки). Предлагается несколько ситуаций, например – билет стоит 5 рублей. Дети подбирают разноцветные полоски, равные пяти, которыми можно расплатиться:
-1+1+1+1+1=5 white + white + white + white + white;
– 4+1=5 red + white;
– 3+2=5 light-blue + pink;
4. Речевая разминка ( дни недели)
5. Подвижная игра «Слушай внимательно – бери быстро».
По кругу разложены логические блоки Дьенеша. Дети идут под музыку, как только музыка смолкает, педагог называет геометрическую фигуру. Тот, кто стоит к ней ближе, пытается быстрее всех ее взять. Фигуру убирают, игра продолжается. Например: small red circle, a big and not red square,…
6. Речевая рифмовка на прощание (One, two…)
Занятие №14
Цель: научить детей понимать на слух и употреблять новые лексические единицы: шар – sphere, куб – cube, цилиндр – cylinder ; познакомить с составом числа семь из двух меньших чисел; упражнять в употреблении ранее изученных лексических единиц; закрепить свойства геометрических фигур; развивать логическое мышление, восприятие, мелкую моторику.
Материал: счетные палочки Кьюизенера, большие круги, маленькие кружочки двух цветов, магнитные цифры, обьемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр), логические блоки Дьенеша.
Ход занятия:
1. Речевая разминка (считалка One, one, one, little dogs run…)
2. Игра «Геометрическое лото»
Дети сидят по кругу, перед ними лежат блоки Дьенеша.
– show us a circle (square, rectangle…)
– show us green shape (red, blue…)
– show a big shape(small, thick, thin)
– show a yellow big square;
– show any small shape;
– show any not red shape;
Игра с мячом « Может ли такое быть?» (вопросы на русском языке, ответы на английском языке)
-может ли квадрат быть круглым? А треугольным?
– может ли круг быть большим и зеленым?
– может ли не красный круг быть синим?
– может ли желтый треугольник быть розовым?
– может ли маленький овал быть такого же цвета, как и большой овал?
– может ли быть среди четырех кругов три больших круга и три красных?
– может ли быть синий квадрат быть овальным?
– может ли быть из двух кругов два больших и оба не желтые?
– может ли не красный треугольник быть маленьким?
– может ли из двух кругов хотя бы один быть квадратным?
3. Состав числа семь.
Игра «Булочка с изюмом».
У каждой пары детей большой круг («булочка»), на подносах лежат маленькие кружочки желтого и коричневого цветов («изюм»). Нужно «начинить» каждую булочку изюмом так, чтобы в каждой булочке было семь штук изюма, и чтобы изюм был двух цветов. Потом приглашается каждая пара детей: один из игроков рассказывает, сколько изюма каждого цвета они положили в булочку, а другой выкладывает цифры на магнитной доске. Дети рассказывают, из каких двух меньших чисел можно получить число семь:
– six plus one is seven;
– five plus two is seven;
– four plus three is seven;
Игра «Разноцветные поезда» со счетными палочками Кьюизенера (аналогично составу числа три):
– violet and white wagons; 6+1=7
– white and violet wagons; 1+6=7
– yellow and pink wagons; 5+2=7
– pink and yellow wagons; 2+5=7
– red and light-blue wagons; 4+3=7
– light-blue and red wagons; 3+4=7
4. Разучивание рифмовки (шар, куб, цилиндр):
Он и мячик, и клубок,
И Луна, и колобок.
Догадались? Это sphere – шар.
Шесть квадратов подружились
И в него навек сложились.
Получился классный куб
По-английски – будет cube.
Присмотрись, стоит ведро –
Сверху крышка, снизу дно.
Как же тело называть?
cylinder – будем знать.
Игра «Угадай на ощупь» (чудесный мешочек с геометрическими телами)
– It is cube, it is cylinder…
5. Речевая рифмовка на прощание(One, two…)
Занятие №15
Цель: научить детей понимать на слух и употреблять новые лексические единицы: пирамида – pyramid, конус – cone , точка – dot; закрепить состав числа семь из двух меньших чисел, последовательность дней недели, ориентировку в пространстве, свойства геометрических фигур; развивать восприятие, мелкую моторику.
Материал: Мяч, флажки, игровизоры, фломастеры, обьемные геометрические тела (шар, куб, цилиндр, пирамида, конус), логические блоки Дьенеша.
Ход занятия:
1. Речевая разминка (We dance on Sunday…)
Игра с мячом «Кто дни недели знает, тот их дальше называет»
2. Подвижная игра с флажками «Пройди в ворота» (закрепление состава числа семь).
Проходя через ворота, дети проговаривают:
– six plus one is seven;
– five plus two is seven;
– four plus three is seven;
– seven plus zero is seven (тот, у кого семь флажков)
3. Игра «Слушай и рисуй»
У каждого ребенка игровизор и фломастер. Предложенные задания рисуются на игровизоре, если ошибка – тут же можно стереть и сделать правильно.
Задания:
– draw a square in the middle of a sheet;
– draw a circle above the square;
– draw a rectangle bellow the square;
– draw a triangle on the left side of the square;
– draw an oval on the right side of the square;
– draw a quadrangle in the upper right corner;
– draw a dot in the lower right corner;
– draw two small squares in the upper left corner;
– draw two small circles in the lower left corner;
4. Подвижная игра «Шаг назад, два вперед»
Дети держат в руках логические блоки Дьенеша. По условленному сигналу педагога выполняют действия.
– как услышишь слово « the red» – делай шаг назад, мой друг;
– только хлопну я два раза – приседай с « triangle» сразу;
– у кого « thick square» – вперед иди скорее;
– ну а « thin square» – всем велит назад шагать;
– два шага вперед –« the blue shapes»;
– на месте прыгать раз так пять – « triangles» велят;
– ну а если « thin circle» – прыгай на одной ноге, мой друг;
– ну а если « square» – то вперед скорей иди;
5. Разучивание рифмовки (конус, пирамида)
Он похож на крышу башни
И на вафельный рожок.
Но не шар и не флажок.
Это конус – cone значит.
Египтяне их сложили
И так ловко смастерили,
Что стоят они веками.
Догадались? Из-за вида
Всем известна pyramid.
Игра «Угадай на ощупь» (чудесный мешочек с геометрическими телами).
– It is cone, it is sphere, it is pyramid…
6. Речевая рифмовка на прощание (One, two…)
Занятие №16
Цель: научить детей узнавать на слух и употреблять новые лексические единицы: времена года – autumn, winter, spring, summer ; познакомить с составом числа восемь, закрепить свойства геометрических фигур, понятие «пара»; развивать коммуникативные способности, умение договариваться.
Материал: геометрические фигуры разного цвета, формы, размера; счетные палочки Кьюизенера.
Ход занятия:
1. Речевая разминка (считалка One, one, one, little dogs run…)
2. Подвижная игра «Парочки».
В одном Геометрическом государстве был город, который назывался «Пары». И все геометрические фигуры дружили только парами на основе свойств: цвет, форма, размер (большие с большими, круги с кругами,…). Но однажды все фигуры перепутались, помогите им найти друг друга. Педагог раскидывает фигуры по полу, каждый берет себе одну фигуру. Дети, сравнивая фигуры друг у друга, образуют пары.
3. Состав числа восемь.
Игра «Строители».
Для геометрических фигур из города «Пары» нужно построить дома из счетных палочек Кьюизенера. Согласно плану, каждый дом должен состоять только из восьми палочек любых двух цветов. Дети в бригадах из двух человек строят дома на плоскости из палочек. Потом по очереди приглашается каждая бригада: один рассказывает, по сколько палочек разного цвета они взяли, другой выкладывает цифры на магнитной доске.
– seven plus one is eight;
– six plus two is eight;
– five plus three is eight;
– four plus four is eight;
Игра «Разноцветные поезда» со счетными палочками Кьюизенера (аналогично составу числа три):
– black and white wagons; 7+1=8
– white and black wagons; 1+7=8
– violet and pink wagons; 6+2=8
– pink and violet wagons; 2+6=8
– yellow and light-blue wagons; 5+3=8
– light-blue and yellow wagons; 3+5=8
– red and red wagons; 4+4=8
4. Разучивание считалки (времена года):
Autumn is yellow,
Winter is white,
Spring is green,
Summer is bright.
5. Речевая рифмовка на прощание (One, two…)
Занятие №17
Цель: научить детей понимать на слух и употреблять новые лексические единицы: больше – more, меньше – less; тренировать в употреблении ранее усвоенных лексических единиц; закреплять состав числа восемь из двух меньших чисел, ориентировку в пространстве, свойства геометрических фигур; тренировать переключение внимания, способность быстро принимать решения за ограниченное время.
Материал: логические блоки Дьенеша, флажки, игровизоры, фломастеры, интеллектуальные таблицы, мешочки с песком.
Ход занятия:
1. Речевая разминка (объемные тела: шар, куб, цилиндр…)
2. Подвижная игра с флажками «Пройди в ворота» (закрепление состава числа восемь).
Проходя через ворота, дети проговаривают:
– seven plus one is eight;
– six plus two is eight;
– five plus three is eight;
– four plus four is eight;
– eight plus zero is eight; ( тот, у кого восемь флажков)
3. Подвижная игра «Самый меткий».
На полу построен круг из логических блоков Дьенеша. Дети по очереди кидают мешочки с песком в круг. Кто попал в круг, называет любую фигуру, например « a big thin red square», и берет ее себе. Круг с каждой фигурой сужается и побеждает тот, кто попадет в круг из трех фигур.
4. Игра «Слушай и рисуй» (игровизоры, фломастеры):
– draw a circle in the middle of a sheet of paper;
– draw a triangle above the circle;
– draw a square bellow the circle;
– draw a rectangle on the left side of the circle;
– draw an oval on the right side of the circle;
– draw one dot in the upper right corner;
– draw one dot in the upper left corner;
– draw two dots in the lower right corner;
– draw two dots in the lower left corner;
5. Интеллектуальная таблица.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Эта игра для самых внимательных детей: задания очень простые, поэтому повторяться будут только один раз. Нужно внимательно слушать и делать как можно точнее то, о чем попросят в задании.
- Если 1 больше 5, нарисуй елку, если меньше – нарисуй домик.
- Нарисуй столько палочек, сколько времен года ты знаешь.
- Нарисуй столь точек, сколько лап у собаки.
- Закрась столько кругов, сколько хвостов у кошки.
- В третьей фигуре слева поставь точку.
- Если ты мальчик, нарисуй круг внутри треугольника, если девочка нарисуй квадрат.
6. Речевая рифмовка на прощание (One, two…)
Занятие №18
Цель: упражнять в употреблении ранее усвоенных лексических единиц; познакомить с составом числа девять из двух меньших чисел, закреплять порядковый счет в пределах 10, последовательность времен года, умение определять геометрическое тело на ощупь; развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику, внимание, память.
Материал: счетные палочки Кьюизенера, логические блоки Дьенеша, магнитные цифры, чудесный мешочек с геометрическими телами (шар, куб, цилиндр, конус, пирамида).
Ход занятия:
1. Порядковый счет.
Постройте числовую лесенку от 1 до 10 из счетных палочек Кьюизенера.
– посчитайте по-порядку: the first, the second…
– show the seventh stick, the ninth stick…
– what number is the blue stick? The red stick?…
2. Речевая разминка ( времена года)
3. Состав числа девять.
Жители Города Блоков очень хотят полететь в космос. На чем они могут полететь? Давайте поможем им и построим ракеты (работа в парах). Обязательное условие – согласно плану, каждую ракету нужно построить из девяти логических блоков двух размеров. Потом по очереди приглашается каждая пара детей: один рассказывает, по сколько блоков разного размера они взяли, а другой выкладывает цифры на магнитной доске.
– eight plus one is nine;
– seven plus two is nine;
– six plus three is nine;
– five plus four is nine;
Игра «Разноцветные поезда» со счетными палочками Кьюизенера (аналогично составу числа три):
– vinous and white wagons; 8+1=9
– white and vinous wagons; 1+8=9
– black and pink wagons; 7+2=9
– pink and black wagons; 2+7=9
– violet and light-blue wagons; 6+3=9
– light-blue and violet wagons; 3+6=9
– yellow and red wagons; 5+4=9
– red and yellow wagons; 4+5=9
4. Игра «Превращалки» ( с логическими блоками и палочками Кьюизенера)
Построенные вами ракеты к полету готовы. А кого можно посадить в них? Как геометрические фигуры превратить в предмет или животное? Дети делятся на пары и, выбирая необходимые детали, строят пассажира для ракеты. Потом каждая пара представляет свой образ (можно и загадку загадать).
5. Речевая разминка ( шар, куб, цилиндр, конус, пирамида)
Игра «Угадай на ощупь» (чудесный мешочек с геометрическими телами).
6. Речевая рифмовка на прощание (One, two…).
Занятие №19
Цель: тренировать детей в употреблении ранее усвоенных лексических единиц; закреплять состав числа девять из двух меньших чисел, умение увеличивать и уменьшать число на один, свойства геометрических фигур; развивать внимание, логическое мышление, коммуникабельность.
Материал: интеллектуальные таблицы, мяч, флажки.
Ход занятия:
1. Игра с мячом « Increase by one, decrease by one».
2. Подвижная игра с флажками «Пройди в ворота» (закрепление состава числа девять).
Проходя через ворота, дети проговаривают:
– eight plus one is nine;
– seven plus two is nine;
– six plus three is nine;
– five plus four is nine;
– nine plus zero is nine; ( тот, у кого девять флажков)
3. Интеллектуальная таблица.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Задания:
- Draw one not blue circle;
- draw two green triangles;
- draw one big square;
- draw one not yellow and not green circle;
- draw three not red ovals;
- draw four small circles;
4. Игра «Тактильный телефон».
Группу делят на три команды: первому игроку на ухо говорится цвет, например yellow, второму – red, третьему – blue. На счет «Раз, два, три» каждый ребенок должен найти свою команду по цвету. В каждой команде игроки стоят спиной друг к другу. Педагог последним в колонне детям рисует на спине одну и ту же фигуру ( можно разные фигуры). Дети рисуют ту же фигуру на спине следующих игроков и т.д. Первые в колонне выбирают из корзины ту фигуру, которую им нарисовали. Главное условие – рисовать на всей поверхности спины , рисовать медленно и правильно.
5. Речевая разминка ( левый – правый)
6. Речевая рифмовка на прощание (One, two…)
Занятие №20
Цель: тренировать детей в употреблении ранее усвоенных лексических единиц; познакомить с составом числа десять из двух меньших чисел; закреплять свойства геометрических фигур, ориентировку в пространстве; развивать умение разбивать множество по трем признакам, производить логические операции «не», «и». «или».
Материал: логические блоки Дьенеша, игровизоры, фломастеры, три обруча, геометрические фигуры, минифланелеграфы, счетные палочки Кьюизенера
Ход занятия:
1. Речевая разминка (считалка One, one, one, little dogs run…)
2. Состав числа десять.
Перед каждой парой детей – минифланелеграфы и логические блоки Дьенеша. Представьте себе, что это – аквариумы. Кого в них можно поселить? Попробуйте создать такую рыбку так, чтобы она состояла из десяти блоков и чтобы блоки использовались и толстые, и тонкие. Потом по очереди приглашается каждая пара: один из игроков рассказывает, по сколько блоков разной толщины они взяли, а другой выкладывает цифры на магнитной доске.
– nine plus one is ten;
– eight plus two is ten;
– seven plus three is ten;
– six plus four is ten;
– five plus five is ten;
Игра «Разноцветные поезда» с палочками Кьюизенера ( аналогично составу числа три):
– blue and white wagons; 9+1=10
– white and blue wagons; 1+9=10
– vinous and pink wagons; 8+2=10
– pink and vinous wagons; 2+8=10
– black and light-blue wagons; 7+3=10
– light-blue and black wagons; 3+7=10
– violet and red wagons; 6+4=10
– red and violet wagons; 4+6=10
– yellow and yellow wagons; 5+5=1
3. Игра «Слушай и рисуй» с игровизором:
– draw a rectangle in the middle of a sheet;
– draw a triangle above the rectangle;
– draw a square bellow the rectangle;
– draw a circle on the left side on the rectangle;
– draw an oval on the right side on the rectangle;
– draw one dot in the upper left corner;
– draw two dots in the upper right corner;
– draw one dot in the lower right corner;
– draw two dots in the lower left corner;
4. Логическая игра с тремя обручами.
Как- то раз заяц, медведь и лиса попали в Город Блоков и нашли на поляне много фигур: и толстых, и тонких, и круглых, и квадратных, и овальных, и разного цвета. Каждый из зверей захотел поиграть с фигурами, но они никак не могли их поделить. Сидела на дубе Мудрая Сова, которая решила им помочь: велела лисе взять все маленькие фигуры, зайцу – все тонкие, а медведю – все квадратные. Давайте попробуем разложить их. В первый обруч – лисе, во второй – зайцу, в третий – медведю. Из обручей строятся три пересекающихся множества и раскладываются фигуры.
– какие фигуры лежат в обруче лисы? ( small shapes)
– какие фигуры лежат в обруче у зайца? ( thin shapes)
– какие фигуры лежат в обруче у медведя? (squares)
– с какими фигурами будут играть лиса и заяц вместе? ( small and thin shapes)
– с какими фигурами будут играть заяц и медведь вместе? ( thin squares)
– с какими фигурами будут играть лиса и медведь вместе? (small squares)
– с какими фигурами будут играть все вместе? (small and thin squares)
5. Речевая рифмовка на прощание (One, two…)
Занятие №21
Цель: упражнять в употреблении ранее изученных лексических единиц; закреплять состав числа десять из двух меньших чисел, умение увеличивать и уменьшать на один; развивать восприятие, мелкую моторику, логическое мышление, переключение и концентрацию внимания.
Материал: геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), флажки, интеллектуальные таблицы, чудесный мешочек, карточки для игры «Числовое судоку».
Ход занятия:
1. Пальчиковая гимнастика (This is our mummy…)
2. Подвижная игра с флажками «Пройди в ворота» (закрепление состава числа десять).
Проходя через ворота, дети проговаривают:
– nine plus one is ten;
– eight plus two is ten;
-seven plus three is ten;
– six plus four is ten;
– five plus five is ten;
– ten plus zero is ten (тот, у кого десять флажков)
3. Речевая разминка (геометрические тела)
Игра «Угадай на ощупь» (чудесный мешочек с геометрическими телами).
4. Интеллектуальная таблица.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Задания:
- two increase by one;
- five decrease by one;
- ten decrease by one;
- seven increase by one;
- one decrease by one;
- five increase by one;
5. Игра «Числовое судоку» (соотношение числа и фигуры).
У каждого ребенка две карточки: карточка с цифрами (числовое судоку) и игровое поле в клетку.
3 1 2
2 | 3 | 1 | ||||||
1 | 3 | |||||||
3 |
На доске – сигнальная карта, где каждая фигура соответствует определенному числу. Например, желтый квадрат соответствует цифре 3, красный круг – цифре 1, синий треугольник – цифре 2. Решив числовое судоку (то есть заполнив пустые клетки в таблице цифрами), ребенок переходит к моделированию судоку на игровом поле, заполняя его фигурами. В результате получается два решенных судоку: числовое на карточке и фигурное, выложенное из фигур на игровом поле.
6. Речевая рифмовка на прощание (One, two…)
Занятие №22
Цель: тренировать в закреплении ранее усвоенных лексических единиц; закреплять порядковый счет, свойства геометрических тел и фигур, состав чисел в пределах 10, последовательность дней недели; развивать быстроту реакции, слуховое внимание, память.
Материал: логические блоки Дьенеша, флажки, чудесный мешочек с геометрическими телами, счетные палочки Кьюизенера, мяч.
Ход занятия:
1. Речевая разминка (круг, квадрат, треугольник…).
Подвижная игра «Шаг вперед»
Дети с фигурами становятся в одну шеренгу и по сигналу педагога делают шаги вперед. Побеждает тот, кто будет самым внимательным и придет к финишу первым.
– yellow shapes, make one step forward;
– small, not blue shapes make two steps forward;
– red, not thin shapes make three steps forward;
2. Подвижная игра с флажками «Пройди в ворота» (закрепление состава чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
На полу лежат флажки двух цветов. Дети делятся на пары, выбирают любое число и составляют его из флажков двух цветов. Проходя через ворота, проговаривают состав числа:
– three plus three is six; и т.д.
3. Речевая разминка ( шар, куб, цилиндр, конус, пирамида).
Игра «Угадай на ощупь» (чудесный мешочек с геометрическими телами).
4 .Игра «Составь гирлянду» со счетными палочками Кьюизенера (порядковый счет в пределах 10).
– make a line using 5 sticks so the first and the last are white, the rest are black;
– make a line using 8 sticks so the second and the eighth are red, the rest are yellow;
– make a line using 10 sticks so the fifth and the seventh are black, the rest are violet;
5. Речевая разминка про дни недели (We dance on Sunday…)
Игра с мячом «Кто дни недели знает, тот их дальше называет.
Занятие №23(итоговое) Путешествие к звездам
Цель: упражнять в закреплении ранее усвоенных лексических единиц; закреплять состав чисел от 1 до 10, свойства геометрических фигур, ориентировку в пространстве; развивать логическое мышление, внимание, память, умение кодировать информацию о свойствах предметов; учить детей сотрудничать друг с другом, договариваться и вместе отчитываться.
Материал: геометрические фигуры разного цвета, формы, размера; рисунки к игре «Запусти ракету», изображения ракет, карточки с составом чисел 9 и 10, маленькие кружочки разного цвета, карточки с символами, карточки к игре «Ступени», мяч.
Ход занятия:
Вчера мне приснился сон про звезды, и мне очень захотелось полететь в космос и привезти на нашу Землю хоть немного звезд, чтобы они нас радовали своей красотой и сиянием. Можно ли это сделать? Почему? Если нельзя привезти звезды, зачем же тогда летают в космос люди?
Я предлагаю вам помечтать
И в космонавтов поиграть.
How can we travel to space?
Can we travel to space by train? (No)
Ca we travel to space by car? (No)
Can we travel to space by plane? (No)
Can we travel to space on foot? (No)
Can we travel to space by rocket? (Yes)
У нас есть ракеты, и мы попробуем занять свои места по пригласительным билетам
1. Игра «Найди свою ракету»
На магнитной доске изображения двух ракет, у детей карточки с составом чисел 9 и 10. Выходя по очереди, дети рассказывают и прикрепляют свой билет в нужную ракету.
– five plus two is seven, six plus four is ten,…
Но чтобы отправиться в космос, нужно построить ступени для ракеты (показывается чертеж ракеты). Наверху кабина с космонавтами, внизу ступени. По мере сгорания топлива ступени отсоединяются по очереди. Лишь только тогда космический корабль выходит в открытый космос. Посмотрите, из каких деталей состоит каждая ступень:
Давайте вспомним названия цветов, формы, размера ( на английском языке).
2. Игра «Построй ступени» ( играют в парах)
Приступаем к сборке (у детей карточки –ступени и 4 белых прямоугольника, у педагога – геометрические фигуры). Я буду показывать вам детали, вы будете их называть. Например: a red big circle, a green small square, a blue triangle. Если у вас на ступени есть эта деталь, закрывайте ее белым прямоугольником. Когда все прямоугольники закроются, нужно сказать:
-Stop the game, the stage is ready.
3. Гимнастика для глаз:
– Close your eyes, open your eyes. ( быстро поморгайте 15 секунд)
Посмотрите , как много красивых звездочек подарило нам небо. (на полу геометрические фигуры).Одна звездочка посмотрела в зеркало и сказала:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду покажи
Измени мне цвет, размер
Что получится теперь?
Кто покажет изменившуюся звезду?
Игра «Измени»
У каждого ребенка своя «звезда» (геометрическая фигура). Дети выполняют задания:
– change color and form of geometrical figure;
– change size and color of geometrical figure;
– change size and form of geometrical figure;
Чтобы в космос взлететь,
Чтобы космонавтом стать,
Надо много знать, надо много уметь,
И поможет нам в этом арифметика.
4. Игра с мячом « Увеличь на 1, уменьши на 1»:
– five increase by one, seven increase by one,…
– five decrease by one, seven decrease by one,…
5. Пока мы играли, на Землю прилетели три важных объекта с другой планеты. Это – круг, квадрат и треугольник.
У каждого ребенка рисунок:
Получен приказ: запустить три экспериментальные ракеты и совершить посадку межпланетной станции. Дети выкладывают ракеты (маленькие кружочки) по сигналу педагога.
-put a red figure into the place – in the square, but behind the circle and the triangle;
– put a green figure into the place – in the circle, but behind the square and the triangle;
– put a yellow figure into the place – in the triangle, but behind the square and the circle;
А вы слышали, как звезды поют? Чтобы услышать их пение, надо долго-долго смотреть на звездное небо и вслушиваться…( дети берутся за руки и встают в круг)
У звезд вместо рук – лучи,
Звезда – это дальний друг,
Протягивающий в ночи
Друзьям своим тысячи рук.
Они не могут согреть,
Они не могут пожать,
Лишь могут во тьме гореть,
Лишь могут вдали дрожать.
О чем говорят они?
Когда нам уснуть невмочь?
О том, что мы не одни
И в самую темную ночь.
Занятие №24 (итоговое)
Цель: упражнять в закреплении ранее усвоенных лексических единиц; закреплять состав чисел из двух меньших, ориентировку в пространстве; развивать логическое мышление, память, концентрацию и переключение внимания.
Материал: светло-зеленые, зеленые и темно-зеленые конверты, интеллектуальные таблицы, игровизоры, фломастеры, счетные палочки Кьюизенера, рефлексивный круг, изображения воробья, соловья и орла на большом плакате, игральный кубик.
Ход занятия:
Социально-психологическая игра «Что за птица?».
На столе лежат конверты трех цветов с заданиями трех уровней сложности. Кто хочет закрепить свои знания – выбирает задания в светло-зеленом конверте. Кто чувствует, что знает все хорошо – выбирает задания в зеленом конверте. Кто хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задания в темно-зеленом конверте.
Светло-зеленый конверт :
Игра «Разноцветные поезда» со счетными палочками Кьюизенера (закрепление состава чисел из двух меньших).
Дети выбирают число, строят поезд и рассказывают, из каких двух меньших чисел оно состоит.
Зеленый конверт:
Игра «Запомни и повтори» с игровизором (ориентировка в пространстве). Педагог называет цифры или фигуры в различном порядке , а дети должны нарисовать также, как они были названы:
– one, four;
– triangle, square;
– two, four, five;
– circle, oval, rectangle;
– three, seven, six, nine;
– circle, triangle, square, oval;
Темно-зеленый конверт:
Интеллектуальная таблица.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
Внимательно слушая, дети заполняют таблицу:
- draw neither triangle nor square shape;
- five increase by one;
- draw neither yellow nor green square;
- ten decrease by one;
- colour the first and the last circles;
- colour the third square;
Поднимите руки, кто выбрал светло-зеленый конверт. Если вы справились, вы – воробей и собираете знания по крупицам. Поднимите руки, кто выполнял задания из зеленого конверта. Если вы справились, вы – соловей и любите рассказать о своих знаниях другим. Поднимите руки, кто справился с заданиями из темно-зеленого конверта. Вы – орел, и для вас открыты все тайны знаний. Детям предлагается выбрать свою птицу на плакате и написать возле нее свое имя.
Рефлексия.
На полу лежит рефлексивный круг с нарисованными точками:
Детям предлагается по очереди кидать игральный кубик. Какой номер выпадет, на тот вопрос и отвечают:
- Какое задание понравилось больше всего выполнять?
- Назовите два самых интересных момента.
- Как вы думаете, что было самое трудное?
- Если бы вы могли изменить, чтобы вы изменили?
- С каким заданием вам удалось справиться лучше? Почему?
- В какую игру вы бы хотели научить играть своих родителей?
Встанем все скорее в круг,
Слева друг и справа друг.
Тому, кто справа, улыбнись,
Тому, кто слева, улыбнись,
Тому, кто справа, руку дай,
Тому, кто слева, руку дай.
И в центр круга ты шагай,
С друзьями вместе ты шагай.
Вернись обратно, улыбнись,
Теплом сердечка поделись.
Список использованной литературы:
- Букатов В.М. Карманная энциклопедия для социо-игровых приемов обучения дошкольников. М., 2008.
- Воронина Л.В., Суворова Н.Д. Знакомим дошкольников с математикой. М.:ТЦ Сфера, 2011.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Издательство Моск. Психол.- социального института, 2001.
- Лосева С.В. Английский в рифмах. М.: Новина,1995.
- Модель Н А. Подвижные игры с геометрическими фигурами. М.:ТЦ Сфера, 2019.
- Малова О.В., Грызлова Д.В. Считаем по-английски. Обучение счету старших дошкольников. Дошкольная педагогика, март, 2013.
- Машталь О.Ю. Лучшие методики развития способностей у детей 4-6 лет. СПб.: Наука и Техника, 2012.
- Новикова В.П. Математика в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2009.
- Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.
- Полякова Е.Б., Работ Г.П., Шалаева Г.П. English for Children. Учебник английского для детей. М.: Филологическое общество «Слово»,1994.
- Скультэ В. Английский для детей. М.:Комета, 1992.
- Стасова Л.П. Развивающие математические игры – занятия в ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин, 2008.
- Секрет И.В. Английский для малышей. М.: Мой мир, 2007.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.