Иблиева Резеда Идаиловна
воспитатель
Структурное подразделение Детский сад Частное общеобразовательное учреждение Средняя школа №23 «Менеджер», г. Альметьевск
Организованная образовательная деятельность из серии занятий среднесрочного проекта «Альметьевск – столица нефтяного края»
Занятие по ФЦКМ
Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по ознакомлению с окружающим на тему
«Свойства нефти» в подготовительной группе с привлечением родителей (среднесрочный проект)
Тема: «Свойства нефти».
Цель: формирование у детей знания о природном ископаемом- нефти, о его пользе и вреде через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающая:
– расширять у детей представления о живой и неживой природе.
– продолжить знакомство детей с природным полезным ископаемым- нефтью.
– конкретизировать и обобщить представления детей о полезных ископаемых и использовании их человеком, что нерациональное использование полезных ископаемых может привести к экологической катастрофе.
Развивающая:
– развивать у детей любознательность, делать выводы;
– обогатить словарный запас по теме, активизировать употребление прилагательных и глаголов: маслянистая, жидкая, вязкая, непрозрачная, податливая, используют, добывают.
Воспитательная:
– прививать детям осознание бережного отношения к природе.
Методы и приемы:
Исследовательские: наблюдение.
Практические: экспериментирование с нефтью.
Наглядные: просмотр мультфильма «Добыча сверхвязкой нефти», картинки «Правила поведения в лаборатории», герб г. Альметьевска.
Словесные: беседа, обсуждения, выводы.
Здоровьесберегающие: нейрогимнастика «Колечки», «Бутон –
подставка», «Рука- колено», «Гриб-поляна», физминутка «Мы насосы, мы насосы».
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, доска.
Демонстрационные: пробирки с водой, баночки и пробирки с нефтью, штатив с пробирками, стаканчики, палочки, тарелочки, перья, пипетка, салфетки, посуда с водой, картинки со смайликами.
Предварительная работа с детьми:
занятия познавательного цикла «Полезные ископаемые», беседы с детьми
Ход образовательной деятельности:
I этап- мотивационно-организационный.
– Ребятки, к нам сегодня в детский сад пришли гости. Давайте все дружно с ними поздороваемся – Хэерле иртэ! Доброе утро!
– Мы начинаем наше занятие и поприветствуем друг друга.
а) Психогимнастика «Здравствуй, солнце золотое!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй воздух и вода!
Здравствуй ты и здравствуй, Я!
(Повторяют движения, проговаривают слова.)
б) Упражнения из цикла «Нейрогимнастика»
– Дети, мы с вами много читали, смотрели рисунки и презентации про нефть и добычу нефти. И для того, чтобы на занятии внимательно слушать, смотреть, участвовать нам нужно сосредоточиться. Поэтому мы с вами сделаем упражнения из цикла «Нейрогимнастика», которые вы хорошо знаете. Приглашаем наших гостей присоединиться к нам и вместе с нами проделать упражнения.
– Начинаем первое упражнение – «Бутон – подставка»;
– Второе упражнение – «Рука- колено».
– Молодцы, дети, все старались сделать упражнения правильно.
в) Беседа:
– Продолжаем наше занятие и у меня к вам такой вопрос. Как
Вы думаете, ребята, почему мы с вами интересуемся нефтью и почему тема нефти интересна для нас? (Ответы детей – Потому что наш край богат нефтью. У нас добывают нефть. Наш город – нефтяная столица. … )
– Правильно, потому что наш город Альметьевск является столицей по добычи нефти. Что является символом нашего города? (Нефтяная вышка и нефтяной фонтан, они изображены
на гербе нашего города.)
– Ребятки, а хотите увидеть, как выглядит нефть? (Ответы
детей) Чтобы узнать многое о нефти нам нужно отправится в лабораторию. Давайте представим, что мы с вами ученые, посмотрим и проведем эксперименты с нефтью. Но прежде, чем отправится в лабораторию, вспомним правила поведения в лаборатории.
– Итак, вспоминаем правила поведения в лаборатории.
г) Правила поведения в лаборатории (висят на доске).
– Во время опытов:
1. не шуметь;
2. слушать воспитателя и лаборанта;
3. внимательно следить за результатом;
4. закончив наблюдение, сделать вывод. Мы правила повторили, а для опытов нам нужна нефть, иначе ничего не получится.
д) Физкультминутка «Мы насосы, мы насосы»
– Дети, на занятиях мы узнали, что нефть качают качалками
и насосами, сейчас и мы накачаем нефть для опытов и представим себя насосами, которая качает нефть.
Мы качалки, мы насосы, (наклоны вперед)
Нефть качаем, мы качаем, (приседание, руки вытянуты)
И по трубам, и по трубам (наклоны в стороны)
На заводы отправляем (наклоны в стороны, руки в стороны).
II этап – деятельностный этап.
1. Проведение опытов.
– Я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем наблюдать
за опытами. Познакомьтесь с сотрудником лаборатории: начальник
отдела Анастасия Александровна, она же мама нашей Анюты.
Лаборант: Доброе утро, хэерле иртэ! Я пришла к вам гости, потому что хотела показать вам опыты с нефтью, чтобы вы могли представить себе – что такое нефть. Дети, вот нефть, которую вы накачали. Давайте договоримся, вы внимательно наблюдаете, делаете выводы и проговариваете их, при этом не надо шуметь и мешать. Предлагаю посмотреть 1 опыт. Будем определять запах нефти.
1) Опыт 1. Запах нефти.
Воспитатель: Ребята, когда мы с вами проводили опыты с водой, то говорили о том, что вода имеет запах? А как вы думаете, имеет ли запах нефть? Если имеет, то какой? Ваши предположения. (Ответы детей). А я предлагаю такую игру, вы закрываете глаза и определяете какой запах имеет нефть. (Лаборант и Р.И. подходят к каждому ребенку с пробиркой с нефтью).
Ответы детей – вывод: нефть имеет запах, неприятный, резкий.
Лаборант: Дети, во втором опыте вам нужно определить цвет нефти.
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем ваши предположения, как вы думаете, какого цвета будет нефть, которую вы накачали для опытов? (Ответы детей).
(Лаборант на салфетку каждого ребенка пипеткой капает нефть, и дети определяют цвет).
Ответы детей – вывод: нефть темно – коричневого цвета.
Лаборант: Правильно, наша нефть темно – коричневого цвета.
3) Опыт 3. Прозрачность.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, когда мы рассматривали воду установили, что вода прозрачная или нет? Я предлагаю сравнить нефть и воду, перед вами лежат стаканчики с водой, положите туда палочки. Вы видите свои палочки в воде? (Ответы детей).
Лаборант: (держит 1 стаканчик с нефтью). А теперь свои палочки положите в стаканчик с нефтью. Вы видите свои палочки? К какому выводу мы пришли?
Ответы детей – вывод: вода прозрачная, а нефть – нет.
Воспитатель: Ребятки, чтобы плодотворно продолжать наши эксперименты я предлагаю сделать упражнения. Первое упражнение – «Колечки», второе упражнение – «Гриб-поляна».
4) Опыт 4. Текучесть.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли перелить нефть в другую емкость? Ваши предположения, дети? (Ответы детей). Наш лаборант покажет этот опыт, внимательно смотрим.
Лаборант: Мы попробуем перелить нефть в другую емкость. Нефть льется? Почему?
Ответы детей – вывод: потому что нефть- жидкая.
Лаборант: Если бы нефть не была жидкой, ее не смогли бы качать насосы – качалки из глубин земли.
5) Опыт 5. Маслянистость.
Воспитатель: Дети, сейчас предлагаю на одну руку надеть резиновую перчатку и обмакнуть пальчик в нефти и растирать между пальцами. Какая нефть, давайте послушаем ваши ответы.
Ответы детей – вывод: нефть гладкая, скользкая, маслянистая.
6) Опыт 6. Вязкость нефти.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим еще одно свойство нефти. Для этого мы посмотрим мультфильм, где увидим очередной опыт. Предлагаю сесть на стульчики и настроиться на приятный просмотр. При этом не забываем- в конце мультфильма мы с вами должны сделать вывод. Анастасия Александровна, приглашаем и вас вместе с нами посмотреть очередной опыт, но только в мультипликационной форме.
Просмотр мультфильма «Добыча сверхвязкой нефти».
Воспитатель: Какой вывод делаем?
Ответы детей – вывод: нефть при нагревании становится вязкой, мягкой, податливой.
Воспитатель: Продолжаем нашу исследовательскую деятельность.
Следующий опыт будет каким, Анастасия Александровна?
Лаборант: Я предлагаю следующий опыт смешиваемость и растворяемость нефти и воды.
7) Опыт 7. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.
Воспитатель: В обеих посудках вода. Давайте вспомним – мы с вами перемешивали воду с молоком, что у нас тогда получилось?
Ответы детей – вывод: молоко в воде размешалось.
Воспитатель: Очень интересно, а что будет с нефтью, если её налить в воду.
Дети, какие ваши предположения? (Ответы детей).
Лаборант: Посмотрим смешиваемость и растворяемость нефти и воды.
Ответы детей – вывод: нефть не смешивается, не растворяется.
Лаборант: Правильно, дети, нефть легче воды, по воде расплываются пятна, поэтому она не смешивается и не растворяется.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что произойдет, если произойдет катастрофа и нефть прольется в водоеме? (Объяснения, рассуждения детей). Я предлагаю вам представить, что у нас произошел разлив нефти, наш лаборант еще раз покажет нашу посуду с водой и с нефтью. Посмотрите, что произошло? (Ответы детей)
– Молодцы, ребята! Я тоже так думаю, что в водоеме может погибнуть вся рыба. Поэтому при добыче нефти необходимо соблюдать осторожность, чтобы беречь природу.
Планета наша – общий дом
И много лет мы в нем живем.
Но, как известно всем кругом,
Должны беречь мы этот дом!
8) Опыт 8. Птицы и нефть.
Воспитатель: Следующий опыт будет таким – перед каждым лежит перо. Как думаете, какой это птицы? Сейчас поднимем перо и подбросим вниз, как перо опускается внимательно следите. Как летит перышко? (Ответы детей)
А теперь представьте, птица села на водоем поплавать и что случится с птицей? Анастасия Александровна, покажите, пожалуйста, этот опыт.
Ответы детей – вывод: птица не сможет взлететь и может погибнуть.
Лаборант: Когда водоплавающая птица, например утка, чайка, гагара, лебедь садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.
III. Заключительный этап.
Воспитатель: Итак, начинаем рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать по результатам проведённого исследования? В 1 опыте что мы делали? Что узнали?
Опыт 1. Запах нефти. Вывод: нефть имеет запах, неприятный, резкий.
Лаборант: Во 2 опыте что мы делали? Что узнали?
Опыт 2. Цвет нефти. Вывод: нефть темно – коричневого цвета.
Воспитатель: Во 3 опыте что мы делали? Что нового узнали?
Опыт 3. Прозрачность. Вывод: вода прозрачная, а нефть – нет.
Лаборант: 4 опыт мы определили текучесть нефти. К какому выводу мы пришли?
Опыт 4. Текучесть. Вывод: потому что нефть- жидкая.
Воспитатель: В 5 опыте мы рассматривали какая нефть?
Опыт 5. Маслянистость. Вывод: нефть гладкая, скользкая, маслянистая.
Лаборант: А в каком опыте мы не смогли участвовать и посмотрели только через экран? В 4 опыте что мы делали и какие выводы сделали?
Опыт 6. Вязкость нефти. Вывод: В мультфильме посмотрели 6 опыт и увидели, что при нагревании нефть становится более вязким, мягким и податливым.
Воспитатель: В 7 опыте мы с вами наблюдали смешиваемость и растворяемость нефти и воды.
Опыт 7. Вывод: нефть не смешивается, не растворяется в воде.
Лаборант.: 8 опыт мы проделали с пером птицы.
Опыт 8. Птицы и нефть. Вывод: если на перья птицы попадет нефть , то птица не сможет взлететь и может погибнуть.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня стали настоящими учеными и экспериментировали с нефтью, узнали, что такое нефть и её свойства. Мы с вами живём в нефтяной столице и полученные знания вам могут понадобится в будущем, а если вы выберете профессию нефтяника вы и дальше будете изучать тему нефти.
– А наше занятие хочется закончить на литературной ноте. Мы с вами учили стихотворение ко Дню нефтяников, и наши гости с удовольствием послушают это стихотворение.
Нефть дает тепло и свет –
Ей замены просто нет.
Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
И костюмы, и рубашки,
Удивительные чашки!
Вспомните, как тепловоз
Вас когда-то к морю вез…
В его топках нефть горела,
А без нефти что за дело?
И не даром в нашем крае,
Всяк нефтяник это знает,
С нетерпением ее ждут,
Черным золотом зовут.
– Ребятки, благодарю вас за активное участие на занятии. Мы с вами узнали много нового. Вам понравилось опыты? Мне тоже очень понравилось работать в лаборатории. Поблагодарим нашего лаборанта за показ таких интересных опытов!
Лаборант: И вам спасибо, я была рада быть полезной. Но я еще принесла вам подарок — это жидкое мыло, и вы можете продолжать экспериментировать с нефтью дальше. До новых встреч! До свидание! Сау булыгыз!
Рефлексия. Дети, вы все были активные на занятии, учились рассуждать и делать выводы! И я предлагаю вам выбрать тот смайлик, который показывает ваше настроение.
– Спасибо большое гостям нашего детского сада!