Замятина Юлия Сергеевна
учитель начальных классов
ГБОУ школа «Омет» № 86 для детей с ОВЗ, г. Набережные Челны
Цель: создание условий для обеспечения психолого-педагогической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям в освоении образовательной программы.
Направления работы:
– социально-личностное развитие;
– развитие познавательной деятельности;
– развитие речи и коррекция речевых нарушений;
– развитие предметно-практической деятельности;
– развитие двигательных навыков, мелкой моторики;
– развитие трудовой деятельности.
Психологическое сопровождение осуществляется во внеурочное время. Для учащихся с нормальным интеллектом проводится коррекционная работа с целью развития мыслительных способностей, развитие двигательных навыков, мелкой моторики, ораторского искусства, организация досуговой деятельности, проводятся как групповые, так и индивидуальные беседы с психологом.
У детей в классах имеются индивидуальные специальные приспособления для перемещения: костыли, инвалидные коляски и другая подобная специальная техника. Для развития физических возможностей в группе имеются: баскетбольная сетка, тенистый стол, настольный хоккей, настольный футбол, дидактические и настольные игры в соответствии с возрастом и интеллектуальных особенностей, теневой (пальчиковый) театр. В школе организован двигательный и ортопедический режим в течении учебного дня.
С детьми работают следующие специалисты: учитель, логопед, психолог, дефектолог, инструктором ЛФК, воспитатель, тьютор. Совместно, педагоги разрабатывают план коррекционной работы с детьми по всем направлениям, давая рекомендации классному руководителю по организации психолого-педагогического сопровождения индивидуально каждому учащемуся.
Эффективность работы учителя с учеником находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой помощи семья нуждается постоянно, так как по мере взросления ребенка, ситуация непрерывно усложняется. Необходимо помочь семье проанализировать, каковы возможные источники поддержки, нематериальные проблемы – дефицит общения семьи, эмоциональные переживания, организация досуга. Далее помочь выработать правильное отношение к реакциям окружающих на внешние проявления двигательного и речевого дефекта у ребенка с детским церебральным параличом.
Включение родителей в процесс коррекции у младших школьников с детским церебральным параличом двигательных умений является необходимым элементом для полноценного сотрудничества специализированного коррекционного образовательного учреждения и семьи. Введение данного элемента обусловлено применением различных форм взаимодействий с родителями.
Проводились индивидуальные консультации с родителями на тему «Работа с матерями, имеющих детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и заболеваниями ЦНС. Пути коррекции», групповые консультации «Ребенок с ДЦП и его семья», консультации на тему «Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации для детей ДЦП», Родительский всеобуч на тему «Преодоление эмоциональных нарушений детей с ДЦП в процессе оптимизации их отношений с родителями».
Для создания благоприятных условий воспитания в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя, но и имел определенные обязанности. В результате у него появится интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах.
Из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что успешная реализация психолого-педагогического сопровождения требует совместного сотрудничества всех специалистов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Немаловажное значение в коррекционном процессе имеет отношение родителей и их отношение к ребёнку.