Загидуллина Гульшат Ринатовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №6», г. Арск
В своей работе я хочу привести пример реализации технологии «диалога культур» на уроках литературы по изучению лирики А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. Творчество перечисленных поэтов будет воспринято учащимися глубже, если будут созданы условия для «диалога культур». Этого можно добиться, обратившись к лирике Габдуллы Тукая и других татарских поэтов.
Эпиграфом к вступительному уроку по лирике А.С. Пушкина в Х классе рекомендую взять строчку из лирики Габдуллы Тукая: «Образцами мне Пушкин и Лермонтов служат».
На уроке учащиеся знакомятся и с одой Тукая «Пушкину», в которой татарский поэт признается, что поэзия Пушкина, «неподражаемого» и «вдохновенного», «озарила» ему душу и стала для него «источником сил». Пушкин для татарского поэта «яркое солнце», и он готов его стихи «твердить наизусть».
«Диалог» между Пушкиным и Тукаем продолжаем и при чтении стихотворений русского поэта о назначении поэта и поэзии. Вслед за Пушкиным Тукай писал о высоком назначении поэзии служить интересам народа. На уроке читаются стихотворения Тукая «Поэту», «Поэт», «Без заглавия», в которых татарский поэт отстаивает гражданское звучание поэзии, её общественное назначение.
Учащимся интересно будет узнать, что Тукаю был близок и дорог мир чувств и переживаний героев Пушкина. Тукай мечтал создать «роман в стихах по-татарски», такой, как «Евгений Онегин». В письме к Сагиту Сунчаляю от 11 марта 1911 года он писал: «В голове вертится несколько замыслов одной поэмы. Только пока еще ум не может переварить её. В конечном итоге должен бы получиться «Евгений Онегин» по-татарски, в татарском духе, с татарскими героями».
«Диалог культур» продолжается и на уроках, посвященных изучению лирики М.Ю. Лермонтова. Учитель сообщает учащимся, что Габдулла Тукай первым из татарских поэтов назвал имя Лермонтова в своем стихотворении. «Пушкин, Лермонтов – два солнца – высоко вознесены. Я же свет их отражаю наподобие луны» («Отрывок»).
Тукай писал, что и татарская нация нуждается в таких сынах, которые, как Александр Пушкин, Лев Толстой, Михаил Лермонтов, «отстаивали бы интересы беззащитного, обездоленного, бедного рабочего народа, сами бы понимали и смогли бы объяснить, что прошли те времена, когда можно было пять бедняков обменять на одну собаку…».
Духовная близость Лермонтова и Тукая неоспорима. Татарский поэт переводил стихотворения Лермонтова, и ряд своих произведений он опубликовал с пометой «по Лермонтову» или «подражание Лермонтову». Ссылки на Лермонтова имеются и в его статьях.
Не следует стремиться на каждом уроке сопоставлять стихотворения двух поэтов. Рекомендую параллели проводить там, где созвучие яркое и неоспоримое. Они уместны, например, при изучении стихотворения Лермонтова «Дума». К нему особенно близко стихотворение Тукая «Молодежь», в котором татарский поэт, как и Лермонтов, осуждает молодое поколение за безволие, бездействие и малодушие:
Плетется мой народ шатающейся тенью, –
Не вспыхнув, гаснет жар в растущем
поколенье.
В душе, что вчера для общества пылала,
Теперь ни искорки – там только чад и тлен.
Как видим, Тукая и Лермонтова сближает сознание ответственности за свое время, свое поколение. Общественная тема для обоих поэтов становится глубоко личной.
В лирике Лермонтова и Тукая есть еще одна тема, сближающая их, – тема одиночества. Поставим рядом два стихотворения: «Опасение» Лермонтова и «Наставление» Тукая, написанное по мотивам лирики русского поэта. Обращаясь к юноше, Лермонтов пишет:
Без друга лучше дни влачить…
Чем два удара выносить
И сердцем о двоих крушиться!..
Далее прочитаем отрывок из стихотворения Тукая:
Без милой, друг, куда умней на свете жить,
Чтоб одному – не двум – за все
в ответе быть…
Кто одинок – тот две души не отдает,
И дважды он предсмертных мук
не познает…
Не трудно заметить, что оба стихотворения овеяны настроением грусти и одиночества, но эти мотивы не были выражением пессимизма и духовного упадка, а являлись своеобразной формой протеста против существующей действительности.
Стихи Тукая мы читаем и на уроках, посвященных изучению творчества Н.А. Некрасова. Проводим параллель при изучении стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Учащиеся вспоминают изученные на уроках родной литературы стихотворения «Дача» (1911) и «Осенние ветры» (1911), в которых так же, как и в «Размышлениях у парадного подъезда», использован прием контраста: одной стороны, богач, который может нанять пароход «(Расфрантился как! Значит, немало шкур снял с людей! Дом его, что рай!»), с другой – угнетенный народ («Грязь, темнота, нужда…»). Некрасов и Тукай жили в разное время, но идейно-эстетическая близость стихотворений «Размышления у парадного подъезда» и «Дача» вызвана тем, что оба поэта изображали жизнь народа с позиции поэтов-демократов.
Сопоставление произведений русских поэтов и поэзии Габдуллы Тукая на наших уроках всегда вызывает глубокий интерес обучающихся, ведь мы являемся земляками великого татарского поэта.
Итак, изучение русской литературы в школах Республики Татарстан предполагает установление ассоциативных связей между русской и родной литературой, что очень важно для выявления черт общности в двух литературах. Эта общность способствует пониманию национального своеобразия другой культуры, расширению духовного, нравственного, эстетического опыта учащихся.