Гареева Альбина Халиловна
Миргалиева Гузель Равильевна
Сагдиева Альбина Ильясовна
Тихонова Альфиря Ханифовна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад №22 г. Лениногорск»
Республика Татарстан
Возрастная группа: подготовительная
Продолжительность ООД: 30минут.
Количество детей: 9 – 10.
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель ООД: Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение, уточнение, активизация лексического запаса. Совершенствование грамматического строя и навыков связной речи у детей.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям понятие о механизме образования звука [э];
Учить выделять звук [э] из состава слогов, слов, предложений;
Обучать постижению смысла новых слов.
Развивающие:
Автоматизировать звук [э] в слогах, словах, предложениях и тексте;
создать положительный настрой на учение, пробудить в детях интерес к познанию новых звуков.
корректировать психофизические функции: фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица, силу голоса, развивать внимание.
Воспитательные:
воспитывать самоконтроль за речью, развивая умение полно и грамотно отвечать на заданные вопросы;
воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Планируемый результат: Учить выделять звук [э] из состава слогов, слов, предложений
Интеграция ОО: ОО «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие». «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, практическая.
Словарная работа: Эхо, экскаваторщик, элегантный
Методы и приёмы:
Наглядные: предметные картинки, сюжетные картинки.
Словесные: напоминания, указания, вопросы.
Игровые: дидактическая игра «Угадай, в каком слоге есть звук [э]», подвижная игра «сделай столько прыжков, сколько слогов в слове» »,
Практические: работа в тетрадях.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал:
Предметные картинки, сюжетные картинки.
Раздаточный материал:
Конверты с буквами и их звуковыми обозначениями, рабочие тетради.
Ход ООД
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
2.Мотивационно – ориентировочный этап (2мин.)
Воспитатель: Ребята, кто отгадает загадку?
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит.
Дети: Это эхо.
Воспитатель: Верно, это эхо. Что такое эхо?
Эхо — это как отражение в зеркале. Только в зеркале отражается изображение, и мы его видим. А эхо — это отражение звука, и мы его слышим. Звук отражается от любого препятствия, что встречается ему на пути (от стен, гор, деревьев). Эхо можно услышать в пустой комнате, в горах или в лесу.
Например, на пустом стадионе. Стоит что-нибудь крикнуть, и отразившись от бетонных ступенек трибун этот звук, многократно, вернется в виде эха. Интересно то, что эхо возникнет только тогда, когда трибуны будут пустые. Если же на них будут сидеть много болельщиков, не получится эха, потому, что звук не будет отражаться, ведь люди, их одежда просто поглотят звук.
То же случается и в пустой комнате. Пока в ней нет мебели и вещей, звук легко отражается стенами. Но стоит нам поставить туда шкафы, кресла, занести вещи — и эхо исчезает.
Эхо часто помогает человеку во многих делах. Есть такой прибор — эхолот, который чаще всего устанавливают на кораблях. Он издает звуки под водой, отправляет их в море или океан и сам же принимает отраженное эхо. Эхолот просто на ходу судна измеряет глубину морского дна. Он помогает морякам избежать столкновения с отмелями и рифами
С помощью радиоэха моряки специальными приборами на большом расстоянии замечают даже в темноте коварные айсберги, вовремя засекают подводные лодки врага подкрадываются к их кораблям.
3.Поисковый этап: (2 мин.)
Воспитатель: Ребята, скажите, а звук [Э] какой?
Дети: Гласный.
Воспитатель: Верно, звук [э] – гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).
Воспитатель: Хлопните в ладоши, если услышите звук [э].
Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода, щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо, единица, если, дети.
4. Практический этап. ( 25 мин)
Воспитатель: Найдите лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [э].
автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам поиграть в игры. Вы хотите поиграть?
Дети: да!
И г р а «Кто больше?»
Придумайте как можно больше слов со звуком [э].
Дети: эвкалипт, экватор, эскиз и др.
И г р а «Слоговой аукцион»
Продолжите слова.
эс… (-киз), эста… (-фета), аэро… (-дром), по… (-эт), ду… (-эт). И г р а «Рифма»
Придумайте рифму к слову этаж.
О т в е т : шалаш, ералаш, монтаж, пейзаж, дренаж.
Доскажи словечко
На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два С,
Называется… (экспресс)
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество,
Это… (электричество).
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?.. (Эскимо)
Угукало, агакало,
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось… (эхом)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы ловко справились с заданиями. А сейчас я вам предлагаю послушать рассказ Г. Юдина «Экскаваторщики» (Запомните как можно больше слов со звуком [э]
Чтение рассказа.
Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.
— Бросай свои этикетки! — кричит. — У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
Я говорю:
— Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.
Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди — электрический столб. Экскаватор по этому столбу — р-р-раз! Столб на бок — два! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.
Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и. Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.
Воспитатель: Ребята, назовите слова, которые вам запомнились, со звуком [э]
Работа в тетрадях
Воспитатель: Мы купили много. (эскимо). Чем мы друга угостим?… Эскимо.
Съели одно… (эскимо). Съели много… эскимо. Есть немало неизменяемых слов: кофе, пальто, Буратино.
Это буква Э….
Буква Э открыла рот: то ль зевает, то ль поет. (О.Гофман)
На что еще похожа буква Э?
Буква Э на c дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка. (А. Шибаев)
Красным карандашом закрась все участки с буквой Э.
Воспитатель, я прелагаю вам сыграть в игру «Наборщик».
Игра «Наборщик»
Составьте слова из букв слова электровоз.
О т в е т : ров, воз, взор, век, лев, зов, тело, лето, ток и т. д.
5. Рефлекция. (1 минута)
С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука [э]. Что вам больше всего понравилось?