Харченко Ксения Андреевна
учитель начальных классов
МАОУ «Многопрофильный лицей №11»
г. Казань, Республика Татарстан
- Место в программе: урок внеклассного чтения
- Возраст участников: учащиеся 2 класса
- Форма организации: групповая, индивидуальная
- Цель: обучение монологической речи (пересказу текста) через осмысленное чтение
- Задачи:
Обучающая:
|
Развивающая:
|
Воспитывающая:
|
- Оборудование, материалы для занятия: интерактивная доска, проектор, фрагмент мультфильма «Старая игрушка», лист А1-1 шт., листы А4-25 шт., листы А3-5шт., магниты, маркеры-выделители, мягкая игрушки, дидактический материал (конверты с групповыми заданиями)
- План занятия:
Этапы занятия |
ПЛАН РАБОТЫ |
Примерный конспект высказываний педагога и учащихся |
Предполагаемый результат |
Организация начала занятия |
Настрой, установление правил работы в группе, активизация внимания. Просмотр фрагмента мультфильма «Старая игрушка» Проблемные вопросы: |
Я рада вас приветствовать. Правила:
|
Создание благоприятного психологического настроя. Ответы учащихся на поставленные вопросы. Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме, при решении задачи, создающей проблемную ситуацию, подводящую к новой теме. |
Запуск проблемы |
Проблемный вопрос: Групповая работа с дидактическим материалом (карточки со словами в конверте). Распределение слов на две группы и закрепление их на коробку с мягкими игрушками. Проблемный вопрос: |
Ответы учащихся (по одному от группы): – верный – надёжный – отзывчивый – понимающий – не бросит в беде
|
Взаимодействие учащихся в группе при решении задачи, создающей проблемную ситуацию, подводящую к новой теме. Высказывания учащихся |
Практический блок |
Групповая работа с раздаточным материалом (каждой группе дан свой отрывок текста и картинки) Групповая работа. Определение главной мысли каждого фрагмента текста Индивидуальная работа. Словарная работа: нахождение незнакомых слов в тексте. Проблемный вопрос: |
Учитель: Необходимо прочитать данный фрагмент рассказа и подобрать картинки, которые иллюстрируют содержание. Внимание! Не все картинки вам подойдут. Команда №1 будет работать с отрывком рассказа от слов «Когда мне было лет шесть…» до слов «Вот и все дела». Команда №2 будет работать с отрывком со слов «Когда я всё это подсчитал…» до слов «И он оделся и пошёл на работу». Команда №3 будет работать с отрывком со слов «А я на него обиделся…» до слов «И тут её позвали к телефону, и она вышла в коридор». Команда №4 будет работать с отрывком со слов «А я очень обрадовался…» до слов «…я за него тогда жизнь бы отдал». Команда №5 будет работать с отрывком со слов «И вот он сидит сейчас на диване…» до слов «Просто я никогда не буду боксёром». Один ученик от группы выходит к доске, прикрепляет к шаблону матрицы отрывок рассказа и картинки-иллюстрации. Учитель: Обсудите в группе и озвучьте, какая главная мысль вашего отрывка. Ответ одного ученика от группы. Учитель: У вас на столе лежат маркеры-выделители. Я прошу вас найти в 1-м отрывке рассказа слова, обозначающие профессии. Все ли эти слова вам знакомы? Объяснение профессии астронома. Знаете ли вы, что такое Сингапур и Европа? Ребята, а заметили ли вы, что в тексте много имён собственных? Найдите эти слова (Мила, Дениска, Сингапур, Европа). Почему эти слова пишутся с большой буквы? Почему автор написал слово Мишка с заглавной буквы? Ответы детей (Мишка для главного героя рассказа как человек, настоящий друг). |
Создание матрицы как способа подготовки к пересказу текста Взаимодействие учащихся в группе. Обучение сжатию отрывка текста до одной фразы. Расширение словарного запаса детей Межпредметная связь |
Обобщение полученных результатов |
Проблемный вопрос: |
Учитель: Давайте вернёмся к главному вопросу, который мы поставили в начале урока.
Ответ детей: Любимая игрушка.
Ответ детей: Нельзя предавать своих друзей, даже если они игрушечные. |
Ответ на главный вопрос урока. |
Рефлексия занятия |
«Билетик на выход» |
Перед вами лежат нарисованные фигурки мишки. Но они обезличены. Пожалуйста, нарисуйте мишке лицо, чтобы оно соответствовало вашему настроению после прочтения рассказа: радость, грусть, безразличие |
Участники высказывают свое мнение об уроке, о том, что их заинтересовало. Высказывают свое отношение к рассказу. Ученики вешают фигурки мишек на доску. |