Цель: развитие интеллектуальных способностей и логического мышления в процессе освоения развивающих игр и игровых технологий.
Задачи:
Образовательные: Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
Развивающие: Развивать психические познавательные процессы детей дошкольного возраста (восприятие, внимание, память, мышление, логику, воображение, речь). Развивать познавательные умения, умений элементарного самоконтроля и регуляции своих действий, активность, ответственность, аккуратность, самостоятельность.
Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества: умение договариваться с партнерами, учитывать интересы других, привычку сообща играть, помогать друг другу.
Актуальность опыта обусловлена тем, современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение.
Многочисленные исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Дошкольники же с развитым интеллектом, быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение развивающих игр и занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Новизна опыта состоит в том, что мною были объединены следующие инновационные методики: логические блоки Дьенеша (развивают логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение); палочки Кюизенера (способствуют развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей); игры В. Воскобовича (развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять); развивающие игры Б. Никитина (развивают память, внимание, воображение, творческие, логические и математические способности).
Работу по развитию интеллектуальных способностей детей через развивающие игровые технологии проводила целенаправленно, последовательно и системно по блокам:
1 блок. Подготовительный – проводилась диагностика группы детей с целью выявления их уровня интеллектуального развития.
2 блок – Поисково-теоретический – осуществлялся анализ теоретической базы исследования, изучение и анализ литературы, постановка целей и задач, разрабатывалась система развивающих игр и игровых технологий.
3 блок – Интегрированный – создавались условия для внедрения разработанной системы развивающих игр в процесс обучения, разрабатывались советы и рекомендации для родителей.
4 блок – Аналитический – осуществляется определение эффективности использования развивающих игр в развитии умственных способностей у детей дошкольного возраста. Диагностика, анализ полученных результатов.
Основные принципы работы с развивающими и логическими играми:
– Совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности
– Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры
– Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения ребенка в игровой деятельности
– Единство обучающих и воспитательных воздействий.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача современного педагога и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Особо подчеркнем роль логико – математической игры, как метода обучения и развития математических представлений.
Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.
Приступая к работе над данной темой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательного процесса необходим основательный теоретический и практический багаж, изучение новинок методической литературы, поэтому прежде чем приступить к работе подробно была изучена методическая литература.
Свою работу с детьми я начала с педагогического анализа. Для этого я наблюдала за детьми, проводила совместные и индивидуальные игры. Проводя анализ овладения навыками детей, я определила, что дети по способностям, развитию и обучению очень разные. Некоторые дети с трудом устанавливали контакт со сверстниками, недостаточно умели отвечать на вопросы, выполнять задания воспитателя. Исходя, из анализа я выяснила, что именно целенаправленные упражнения, задания и развивающие игры помогут мне в решении обучающихся задач. Выполнение этих игр и игровых упражнений вызывают у детей живой интерес, способствуют развитию самостоятельности, активности, вырабатывают у детей способность самим находить ответ. Детей, испытывающих трудности в обучении, в развивающих играх больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или с дидактическим материалом, которые привлекали их своей яркостью.
Стараясь поддерживать живой интерес к игровым занятиям, создавала ситуацию ожидания, загадочности. Задания давала немногословно, четко, чтобы результат был хорошо понятен детям. Также следила за ответами детей, поправляла их, если они ошиблись, одобряла, если говорили правильно. Ребятам, которые легко справлялись с заданием, я давала более усложненные задания. В конце задания я подводила итог: что во время игры понравилось больше всего, где дети испытали при выполнении заданий, во что они еще хотели бы поиграть, где имелись ошибки при решении задач. Это воспитывало самостоятельность, инициативу, умение критически отнестись к своим ошибкам.
Большое значение для развития интеллектуальных способностей дошкольников играет самостоятельная деятельность, поэтому в группе был оборудован центр с разнообразными развивающими играми, лабиринтами, логическими задачами, ребусами, задачами-головоломками, учебно-игровыми пособиями. Дети могли самостоятельно играть в ту игру, которую им хотелось. На первый взгляд, кажется, что игровое действие выполняется для удовольствия. На самом деле в играх есть строгие правила, нормы, соблюдение которых вырабатывает умение анализировать свои действия, осуществлять самоконтроль, приучает к сотрудничеству, выигрышу и проигрышу. В этих играх вырабатываются качества личности и умения, которые необходимы в любой жизненной ситуации.
Реализация намеченного плана успешно осуществляю с применением наиболее эффективных игровых технологий и развивающих игр. Рассмотрим некоторые из них.
В своей работе я решила использовать логические блоки Дьенеша, которые являются очень эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Это пособие разработано венгерским психологом и математиком Дьенешем, прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Более того, используя блоки, можно развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Опираясь на принцип постепенного наращивания трудностей знакомство с блоками Дьенеша начала с простого манипулирования с геометрическими фигурами, как обычный конструктор, предметы в сюжетно-ролевой игре (магазин – деньги, поезд – билеты и т.д.). В процессе манипуляций с блоками дети устанавливали, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. На втором этапе знакомила детей со свойствами логических блоков. Постепенно усложняла задания: от умения оперировать одним свойством к умению оперировать двумя свойствами, тремя свойствами, а затем и четырьмя свойствами. На следующем этапе учила работать детей с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, постепенно вводила карточки, которые указывают на отрицание кого-либо свойства. Усложнением было то, что если сначала дети учились работать с двумя карточками-символами свойств предмета (или карточками-символами отрицания свойств), то постепенно они переходили к умению работать с 3-4 карточками-символами.
Огромное значение я придаю играм, созданным и разработанным супругами Б. П. Никитиным и Е. А. Никитиной. Данные игры выпускаются более 25 лет в России, Германии, Японии и других странах, называясь «Никитинским материалом» или «играми Никитина». Разрабатываются различные методики, стили, подходы к этим играм – вплоть до специальных методичек, написанных уже не Никитиными. Игр, разработанных Б. П. Никитиным, очень много «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и «Кирпичики» — самые известные «интеллектуальные игры» Никитиных. У них необычайно широк диапазон задач — как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и дошкольник, и ученик, и студент. В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже провести олимпиаду на первенство… Их можно назвать спортивным комплексом, но… для ума, для развития творческих способностей ребенка. Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что все развивающие игры Никитина обладают характерными особенностями: Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, то есть в виде видимых и осязаемых вещей и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. А так же позволяют сопоставлять наглядное «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры и кубики Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). В развивающих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Игры Никитина давно интересовали меня, и я стала использовать их в своей работе. Дети рассматривали данные пособия, называли цвета, считали, сколько кубиков в коробке, выкладывали кубики по запросу. Если ребенок справлялся с предложенной задачей, я переходила к следующей. Дети с увлечением приняли развивающие игры. При возникновении трудностей в решении какой — либо задачи, я оставляла ее, и возвращались к ней в другой раз и так до тех пор, пока ребенок не выполнял предложенное задание. Так же детям предлагалось взять игры домой на выходные и поиграть в домашних условиях с родителями. Родителям очень понравились игры и многие из них приобрели их для личного пользования. Это послужило дополнительным стимулом дошкольникам и позволило добиться более высоких результатов в работе с детьми.
В процессе игр с кубиками Никитина дети научились считать, ориентироваться в пространстве и во времени, развиваются их конструктивные способности, внимание, память, логическое мышление, воображение и речь
Кубики Никитина способствуют развитию: мелкой моторики, формируют сенсорные эталоны цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей, необходимых для школьного обучения навыков, абстрактного мышления.
В своей работе я также использовала «Квадрат Воскобовича» или вечное оригами. Здесь можно фантазировать вместе с ребенком. Треугольники на квадратном поле располагаются так, что можно создавать домик для собачки, скворечник для вороны и многое другое. Можно создавать силуэты мышки, котика. В принципе, тут нет ограничений, подключая свою творческую мысль, вы питаете игру энергией. Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат», я дала детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее на ощупь. При самостоятельной игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета, отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка.
Палочки Кюизенера сначала, я тоже использовала как игровой материал, предлагала детям поиграть с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу игр знакомила с цветом, размером, формами. В дальнейшем с малышами выполняли простые упражнения: выбери все красные палочки; покажи красную, синюю, желтую…палочки; выбери самую длинную (короткую) палочку; найди палочку такой же длины; какой палочки не стало? Отбери палочки жёлтого цвета и построй из них забор, дом для куклы. Организуя работу в парах, дети строили коврики, лесенки (от самой длинной к самой короткой или наоборот), тем самым учились соблюдать логическую последовательность.
Очень увлекательным для детей было знакомство со сказочной страной, которая вся состояла из палочек. Жители этой страны и даже правитель все состояли из одних только палочек. Дети с удовольствием учились делать из палочек, всё то, что умели делать жители сказочной страны, а многие даже придумывали свои варианты.
Использовала в своей работе интересные пособия, в которых авторы представили множество разнообразных игр с палочками Кюизенера: «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце…», «Посудная лавка». Их содержание помогло сделать более увлекательными мои занятия с детьми. С помощью волшебных палочек мы научились «оживлять» героев любимых сказок, выкладывать картинки и сюжеты по схемам, обыгрывать их и составлять рассказы о своём герое. Эти игровые задания способствовали развитию детского творчества, фантазии и воображения.
Для развития аналитических способностей использовала такие упражнения: «Выложи по контуру», «Расколдуй героя сказки». Игры «Выложи по образцу», «Сделай симметрично» развивают умение планировать свою деятельность, выбирая необходимые средства для работы.
С помощью палочек Кюизенера, дети показали свое умение устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, располагать их в определенной последовательности в порядке нарастания величины, составляя поезд в интегрированной образовательной деятельности «Новогоднее путешествие с Машей» в рамках кустового методического объединения по теме: «Развитие математических представлений на основе игровых технологий». А также дети выкладывали силуэты елок, используя те игровые пособия и игры с которыми они уже познакомились с начала учебного года: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, математический планшет. Игрушки для украшения елки дети нашли, когда каждый раскодировал карточку с символами, обозначающими цвет, форму, величину (блоки Дьенеша).
Счетные палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (палочки одного цвета обозначают одинаковые числа) и порядка следования чисел: 1, 2, 3… В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения.
С накоплением игрового опыта познакомила детей с загадочным миром чисел и других математических понятий. В каждой игре закрепляли с детьми цвет палочки и числовое обозначение: возьми самую короткую палочку. Белая палочка – это единица, число «один»; найди розовую палочку, какое число она обозначает? Покажи палочку «три», какого она цвета? Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Проводила упражнения на постройку различных лесенок, а помогло нам в этом стихотворение «Мы по лесенке шагаем». Дети замечали, что «шагая» вверх – числа увеличиваются, а спускаясь – уменьшаются. Так, мои дети начинали понимать порядок следования чисел в двух направлениях и способ получения числа путём увеличения или уменьшения на один.
Сказка «Улица разноцветных палочек» познакомила детей с принципом «цветных семеек» и научила выкладывать эту улицу. Я познакомила детей с правилом, что чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.
Затем дети с помощью палочек Кюизенера познакомились с составом чисел, составляя разноцветные коврики.
В результате использования мной в работе с детьми различных дидактических игр с развивающим материалом «Палочки Кюизинера» у детей расширились математические представления о числе на основе счета и измерения, сенсорных эталонах (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов. Всё это способствовало развитию познавательной активности детей, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления.
Активно проводилась работа с родителями по ознакомлению их с новыми развивающими игровыми технологиями, с работой дошкольного учреждения по интеллектуальному развитию детей. Так в рамках недели «Специалист» был проведен «Мастер – класс с родителями и детьми средней группы на тему «Математика вокруг нас», где родители познакомились с тем как можно изучать счет, величину, геометрические фигуры и т.д. дома, используя те предметы, которые есть на кухне и в других помещениях. А затем вместе с детьми из бросового материала изготавливали дидактические игры по формированию элементарных математических представлений и обыгрывали их.
Также из всего многообразия развивающих игр я решила выделить «Математический планшет». Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» является также “Геоконт” Воскобовича.
«Математический планшет» состоит из поля с координатами и с 25 гвоздиками для «рисования» резинками. Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально. «Математический планшет» – это возможность исследовательской деятельности для ребёнка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному (познавательному) развитию, а также развитию творческих способностей. Игры с планшетом развивают мелкую моторику, дифференцированное восприятие, сенсомоторные способности, мышление, память, воображение. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению.
Все игры с «Математическим планшетом», которые я использую в своей работе, имеют свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель и их можно разделить по образовательным областям.
Познавательное развитие:
1. Формирование элементарных математических представлений:
– счет;
– цифры;
– составление и решение арифметических задач;
– элементарная геометрия (составление отрезка, ломаной линии; сравнение разных видов углов: прямого, острого, тупого);
– геометрические фигуры;
– величина («Сравни ленточки по длине», «Расскажи о величине треугольников, квадратов, прямоугольников»);
– часть и целое (деление квадрата, прямоугольника, круга на 2, 4, 6, 8, 12 равных частей; нахождение ½, ¼, 2/4 части, сравнение «Что больше часть или целое, ¼ или ½ и т.д);
– ориентировка в пространстве («Найди правый верхний угол и закрепи там желтый круг, в центре – синий треугольник, между желтым и синим кругами синий квадрат и т.д. Расположи внутри красного квадрата синий ромб, а снаружи круги разного цвета. Расскажи о расположении кругов относительно квадрата);
– ориентировка по системе координат (нахождение координат на слух и зрительно, составление фигур по заданным координатам, слуховой диктант, придумывание изображений детьми и самостоятельное написание координат, по которым другие дети могут составить этот предмет)
– ориентировка во времени (составление моделей «Части суток», «Времена года», «Месяцы»; определение времени по часам);
– симметрия (построить симметричные фигуры: бабочку, очки, божью коровку);
– занимательные задачи (Например: 1) Столбики и строчки. Сколько всего квадратов? Уберём резинку Д3-А3. Сколько осталось квадратов? Уберём резинку Д4-А4. Сколько осталось квадратов?
2) Дом составлен из 10 отрезков. Требуется повернуть его к нам другой стороной, передвинув 2 отрезка.
3) Как расположить 2 одинаковых треугольника, чтобы треугольников стало 8?
– лабиринты.
2. Формирование целостной картины мира (закрепление тем: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Фрукты», «Овощи», «Животные», «Транспорт» и другие; дорожные знаки (ОБЖ);
Речевое развитие:
1. Развитие речи (Составление рассказов, загадок, стихотворений);
2. Художественная литература (Дети иллюстрируют стихи, сказки);
3. Обучение грамоте (Дети изображают буквы, составляют слова; игры «Какие буквы потерялись? Помоги их найти», «Назови первый звук в слове», «Оживляем буквы»).
Физическое развитие:
1. Физическая культура (выполнение упражнений по схемам);
2. ЗОЖ (Игры по темам: «Полезное и вредное», «Что лишнее?», «Хорошо и плохо» и другие).
Художественно-эстетическое развитие : узоры и орнаменты, рисование «резиночками» по темам.
Игры и упражнения с универсальным «Математическим планшетом» предлагаю детям в утренние и вечерние отрезки времени, а также использую его в организованной образовательной деятельности как часть занятия. Дети могут играть с ним как совместно с воспитателем, так и самостоятельно, с подгруппой детей, в парах и индивидуально. Находясь в группе, ребёнок может в удобный момент взять планшет и без помощи взрослого позаниматься с ним, а затем убедиться в правильности выполнения задания самостоятельно. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.
Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности детей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме» обучения и «наигрались» в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.
Своим опытом по использованию учебно–игрового пособия «Математический планшет» с целью интеллектуального развития детей я поделилась на КМО по теме: «Интеллектуальная подготовка детей к школе». А также было проведено открытое занятие с детьми подготовительной группы на тему «Скоро в школу».
Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, математический планшет можно вариативно использовать в различных видах коррекционной работы, например:
– повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;
– продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка – слог СА, синяя – слог СЫ), аналогичные задания можно проводить на занятиях по дифференциации звуков;
– образование родственных слов;
– образование прилагательных (одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный);
– согласование количественных числительных и существительных;
– образование приставочных глаголов;
– использование предлогов для обозначения пространственного расположения предметов;
– выкладывание по контуру, по образцу, по воображению предметов в соответствии с лексической темой;
– составление сюжетных рассказов;
– рассказывание сказок;
– составление и отгадывание загадок;
– деление слов на слоги;
– составление предложений по схеме;
– выкладывание и составление слов;
– выкладывание слов по контуру;
– выкладывание букв на квадрате;
– оживление букв;
– отстукивание и выкладывание различных ритмов.
Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).
Работая с этими развивающими играми, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры. Почти каждая лексическая тема дает возможность педагогам использовать их в работе.
Выводы: Теоретическая и практическая значимость опыта заключается в том, что изучено значение развивающих игр, как способа развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, созданы условия для развития интеллектуальных способностей дошкольников посредством развивающих игр, изучены игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста, разработана система использования развивающих игр, разработанный материал использован в детском саду, в свободной и индивидуальной деятельности с детьми дошкольного возраста
В результате проведённой систематической работы дети научились играть в игры, появился интерес к сложным задачам и желание догадываться самим путём проб и ошибок. Выполнение заданий способствовало не только развитию умственных способностей ребёнка, но и мелкой моторики руки, развивало усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности развивающих логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения практических действий в развивающих играх дети научились анализировать, синтезировать, комбинировать, классифицировать, обобщать, проводить аналогии, делать умозаключения, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребёнку успешнее учиться в школе.
Игра с пересекающимися обручами и блоками Дьенеша
Игра «Карусель» с блоками Дьенеша
Освоение системы координат
Конструирование буквы